КосмонавтикаНовости

Возвращение марсианских образцов: сложная миссия «чрезвычайно высокой научной ценности»

Группа независимых экспертов недавно изучила совместную миссию НАСА и ЕКА по доставке марсианских образцов на Землю. В отчете упоминаются возможные перерасходы средств и возможные задержки с графиком. Тем не менее игра стоит затраченных усилий.

Анализ марсианских пород, взятых непосредственно на месте, - одна из самых амбициозных мечтаний планетологов. Этот проект скоро станет реальностью. В рамках совместной миссии НАСА и Европейское космическое агентство планируют вернуть образцы с планеты Марс в начале 2030-х годов.

Независимая группа экспертов только что потратила месяцы на рассмотрение и анализ существующих планов. И там сказано, что миссия стоит того, но это будет нелегко. В этом новом докладе подробно излагаются 44 вывода и столько же рекомендаций, направленных на исправление их слабых мест.

"Мы единодушно считаем, что эту программу возврата образцов с Марса необходимо продолжать, поскольку мы считаем, что ее научная ценность будет чрезвычайно высокой", - сообщила экспертная группа. И не зря, эта невероятная миссия вполне может быть той, которая откроет нам существование внеземной формы жизни в Солнечной системе.

На этой миссии, названной "Возвращение образца Марса", все начинается с марсохода NASA "Настойчивость". Как только вездеход приземлится в феврале 2021 года в кратере Джезеро, он прощупывает землю на предмет следов прошлой жизни. После этого наиболее перспективные образцы пород будут запечатаны. Затем они будут оставлены на поверхности, пока их не подберут.

Во-вторых, в 2026 году НАСА займется отправкой нового посадочного аппарата на Марс. Как только он появится на поверхности (лето 2028), он развернет второй марсоход, целью которого будет сбор образцов, оставленных марсоходом "Настойчивостью". Затем образцы будут помещены в небольшую ракету, которая взлетит на орбиту Марса весной 2029 года.

Тем временем летом 2028 года ЕКА отправит зонд для сбора образцов непосредственно на орбиту, а весной 2032 года вернет их на Землю.

Как вы можете видеть, это обширное начинание, которое разделяют два крупных космических агентства и которое включает в себя несколько космических аппаратов, эксплуатирующихся на протяжении более десяти лет. Впервые будет предпринята попытка взлета ракеты с поверхности Красной планеты. К этому добавляются невероятные проблемы, которые необходимо преодолеть, чтобы избежать загрязнения образцов.

Схема миссии. Предоставлено: ESA.

Перерасход средств и задержки запуска

Таким образом, следующий крупный шаг в этой великой миссии намечен на 2026 год. Тем не менее Независимая группа по обзору несколько сдерживает эти амбиции. Они предполагают, что следующее окно запуска, открытое в 2028 году, в конечном итоге будет более перспективным. С другой стороны, НАСА и ЕКА сообщили, что они будут продолжать ориентироваться на 2026 год, чтобы отправить свой посадочный аппарат.

Что касается бюджета, совет также предположил, что эти возможные задержки могут увеличить финансирование указанной миссии как минимум на 30%. В конечном итоге это может стоить двум агентствам от 3,8 до 4,4 миллиарда долларов.

Наконец, многие из рекомендаций доклада носят организационный характер. Не зря основные центры производства космических аппаратов НАСА уже вовлечены в другие амбициозные проекты. В их число входит разработка телескопов Джеймса Уэбба и Романа, а также миссия Europa Clipper. В стадии разработки находится также ряд миссий ЕКА.

Кроме того, комитет по обзору рекомендует ряд мер для обеспечения того, чтобы два агентства тщательно распределяли работу между каждым центром. Он также советует организовать дополнительное жилье рядом с объектами двух агентств, чтобы сотрудники НАСА и ЕКА могли спокойно работать.