АстрономияНовости

Главное зеркало космического телескопа Роман наконец-то закончено

Строительство главного зеркала телескопа Нэнси Грейс Роман было завершено несколько дней назад. Благодаря ему НАСА сможет наблюдать космос с полем зрения в 100 раз большим, чем у Хаббла.

Телескоп Нэнси Грейс Роман (ранее WFIRST), наряду с телескопом Джеймса Уэбба, является одной из самых ожидаемых обсерваторий в ближайшие годы. Его широкое поле зрения позволит ему исследовать некоторые из величайших тайн Космоса, такие как темная материя или темная энергия, ответственные за ускоренное расширение Вселенной. Для этого телескоп должен будет отобразить, как материя структурирована и распределена в космосе, и измерить, как Вселенная расширялась во времени.

Телескоп Нэнси Грейс Роман также будет достаточно мощным для поиска новых экзопланет. Для этого будет использован метод гравитационных микролинз. Ожидается, что во время своей миссии обсерватория будет наблюдать около 100 миллионов звезд, что достаточно для того, чтобы найти тысячи новых миров.

Кроме того, этот телескоп также предложит инструмент, способный напрямую отображать экзопланеты, блокируя свет их звезды с помощью коронографа. Космический телескоп Хаббла, находящийся на орбите с 1990 года, уже располагает таким аппаратом. С другой стороны, телескоп Нэнси Грейс Роман - называемый "звездными очками" - будет гораздо более чувствительным. Джейсон Роудс, один из исследователей проекта, считает, что он может уменьшить входящий звездный свет в миллиард раз.

Иллюстрация телескопа на орбите. Предоставлено: НАСА.

Главное зеркало

При этом в ожидании запуска строительство телескопа продолжается. Несколько дней назад НАСА заявило, что его главное зеркало - «сердце» телескопа - наконец закончено.

Это зеркало такое же большое, как у Хаббла, размером 2,4 метра в диаметре. Его покрытие также отличается. Зеркало телескопа покрыто слоем серебра толщиной менее 400 нанометров - примерно в 200 раз тоньше человеческого волоса - для отражения ближнего инфракрасного света. В свою очередь, зеркало Хаббла покрыто слоями алюминия и фторида магния для оптимизации отражательной способности видимого и ультрафиолетового света.

Оказавшись на орбите в 1,5 миллиона км от Земли, в направлении, противоположном Солнцу, это главное зеркало направит собранный свет на два других великих научных инструмента Романа - широкоугольный инструмент и коронограф.

Оказавшись на орбите в 1,5 млн. км от Земли, в противоположном от Солнца направлении, это главное зеркало направит собранный свет на два других крупных научных прибора Романа - прибор "Широкое поле" и коронограф.

Первая - это, по сути, гигантская 300-мегапиксельная камера. Столь же чувствительный, как и камеры Хаббла, он будет проецировать изображение неба в 100 раз больше. То есть изображение телескопа Нэнси Грейс будет таким же детальным, как 100 изображений, сделанных Хабблом.

В сотни раз более гладкое, чем домашнее зеркало

Зеркало Романа также отполировано настолько тонко, что высота каждой неровности не превышает 1,2 нанометра. Оно более чем в сто раз более гладкое, чем обычное домашнее зеркало, и в два раза более гладкое, чем указано в спецификации. Чтобы представить это в перспективе, если бы это зеркало было размером с Землю, эти маленькие «выпуклости» были бы только около пяти миллиметров в высоту.

Напомним, что отличная полировка необходима для предотвращения рассеяния входящего света. Будучи более "жидким", чем необходимо, это зеркало, таким образом, принесет "еще большие научные выгоды, чем первоначально планировалось", - говорится в пресс-релизе НАСА.

На данный момент телескоп по-прежнему планируется вывести на орбиту в 2025 году. Либо Falcon Heavy от SpaceX, либо будущей тяжелой ракетой-носителем New Glenn, Blue Origin. Ожидается, что его основная миссия продлится около пяти лет.