Космонавтика

Путешествие на Марс: сколько времени потребуется, чтобы туда добраться?

Первые люди на Марсе должны появиться в ближайшее время. В 2030 году или, может быть, раньше, в 2024 году, для более оптимистичных людей вроде Илона Маска. Но сколько времени нужно, чтобы добраться до Марса?

Все чаще говорят об отправке людей на Марс. НАСА готовится к первому пилотируемому путешествию к 2030 году. Другие страны также заинтересованы в этом, такие как Китай, Россия, Объединенные Арабские Эмираты и Европа.Но не только. В частном секторе глава компании SpaceX Илон Маск очень амбициозен в этой области и предусматривает прибытие первых людей на Марс в 2024 году. Эти первопроходцы заложат основу для создания большого марсианского города, в котором к концу 21 века сможет проживать до миллиона человек. По крайней мере, он этого хочет.

Марс - вторая ближайшая к нам планета после Венеры. Он расположен в среднем в 220 млн км от Солнца (Земля находится в 150 млн км от нашей звезды). Расчет кажется простым: если сделать разницу между этими двумя показателями, то получится 70 млн км. Но в действительности две планеты находятся в движении вокруг Солнца, причем по орбитам не круговым, а эллиптическим. Теоретически, максимальная близость, которая может существовать между Марсом и нами, составляет 54,6 млн км. Но чтобы это произошло, две планеты должны быть выровнены относительно Солнца: одна в афелий (Земля), а другая в перигелии (Марс). Это очень редкое явление. В 2003 году мы были почти у цели. Летом Марс находился на расстоянии всего 55,7 млн км от наших глаз: это его наименьшее расстояние от Земли за 60 000 лет.

Марс - движущаяся мишень

Обе планеты движутся, каждая в своем темпе. Если бы это было не так, то такому быстрому аппарату, как New Horizons, понадобилось бы всего 39 дней, чтобы достичь Красной планеты. Но Земле требуется год, чтобы обогнуть Солнце, а Марсу - 1,9 года. Для инженеров, которые хотят отправить зонд или робота - а вскоре и людей - на Марс, это все равно что стрелять стрелой в движущуюся цель, когда вы сами находитесь в движении. Поэтому вам не нужно ждать, пока вы не окажетесь как можно ближе, чтобы покинуть дом, а нужно предвидеть этот момент. Как правило, окно для стрельбы открывается каждые 26 месяцев. Поэтому космическим агентствам не стоит упускать этот момент.

Маршрут до Марса не является прямым и расстояние между нами непостоянно. Не говоря уже о том, что вам придется планировать замедление по прибытии, чтобы не пропустить встречу. Наконец, продолжительность путешествия на Марс также будет зависеть от мощности космического аппарата. Все эти параметры должны быть приняты во внимание для расчета кратчайшей возможной поездки.

Конечно, если бы мы могли путешествовать со скоростью света, путешествие заняло бы всего несколько минут: как минимум, 3 минуты, а как максимум (когда две планеты находятся на самом большом расстоянии друг от друга) - 22,4 минуты. Но это пока не так.

В настоящее время путешествие к Марсу, благодаря сокращенному сближению двух планет - это происходит каждые 1,6 года - занимает около 260 дней. С более мощным кораблем, чем сегодняшний, полет можно было бы сократить вдвое. И в недалеком будущем, например, с помощью фотонных двигателей или какой-либо другой развивающейся технологии Марс может оказаться всего в нескольких днях пути.

В 1964 году первый американский зонд "Маринер-4" совершил полет к Марсу за 228 дней. Викинг 1 и 2 заняли 304 и 333 дня соответственно. Что касается Кьюриосити, то его транспортировка была осуществлена за 254 дня.