АстрономияНовости

Первое изображение планет вокруг звезды, похожей на Солнце

Очень большой телескоп (VLT) только что преуспел в съемке двух планет, вращающихся вокруг звезды, похожей на Солнце. Эта звездная система находится примерно в 300 световых годах от Земли.

Хотя в настоящее время в более чем 2800 планетных системах насчитывается более 4000 миров, все эти планеты были идентифицированы с помощью косвенных средств (метод транзита или радиальной скорости). И на этом образце только немногие из них могли быть непосредственно изображены.

Поэтому каждое новое фото - это маленькое событие. Недавно астрономы смогли получить невероятную картину звездной системы всего в 300 световых годах от Земли.

Как было сказано выше, другие кадры такого типа уже были запечатлены. Напротив, здесь речь идет о первом изображении, показывающем нам несколько планет, вращающихся вокруг звезды, подобной нашей.

Мы обязаны этим подвигом инструменту СФЕРА (Spectro-Polarimetric High-Contrast Exoplanet REsearch), установленному на Очень Большом Телескопе (VLT). Обсерватория, расположенная в пустыне Атакама, Чили, управляется Европейской южной обсерваторией (ESO).

Это корнограф, прибор, позволяющий блокировать нежелательный свет звезды-хозяина. Без него обе планеты купались бы в этом свете. Таким образом, они были бы невидимы.

VLT сделал это первое изображение молодой звезды, похожей на солнце, в сопровождении двух экзопланет. Первый. Предоставлено: Европейская Южная Обсерватория (ESO)

Планетарная лаборатория

Эта планетарная система довольно молода, около 17 миллионов лет. Другими словами, звезда-хозяин, названная TYC 8998-760-1, - всего лишь младенец по сравнению с нашим Солнцем (4,6 миллиарда лет).

Вокруг нее две планеты - газовые гиганты, сильно удаленны от главной звезды. Первая планета расположена примерно в 320 АЕ от своей звезды (1 АЕ - это расстояние от Земли до Солнца, или около 150 миллионов километров). Вторая в два раза ближе, развивается при 160 АЕ. Для сравнения, Юпитер и Сатурн - это 5 и 10 АЕ от Солнца соответственно.

Эти две далекие планеты также очень внушительны. Ближайшая к звезде планета примерно в 14 раз массивнее Юпитера, а самая дальняя планета в шесть раз массивнее.

В будущем астрономы хотели бы более детально изучить эти два мира и определить, как и где они изначально сформировались. Один из больших вопросов в астрономии заключается в том, образуются ли большие планеты такого типа возле звезд-хозяев перед их миграцией наружу, или же могут иметь место другие сценарии миграции планет.

Эта относительно молодая и находящаяся поблизости система наконец-то представляет собой идеальную лабораторию для исследования такого рода вопросов.

Подробности исследования опубликованы в "The Astrophysical Journal Letters".