Астрономия

Наблюдая за астероидом, они наткнулись на черную дыру...

Студенты-инженеры, работающие над миссией НАСА, недавно обнаружили черную дыру на расстоянии 30 000 световых лет во время изучения астероида Бенну.

Американский зонд OSIRIS-Rex , который в настоящее время находится на орбите астероида Бенну, в ближайшее время попытается собрать образец объекта, чтобы затем вернуть его на Землю. Ожидается, что операция будет проведена в следующем году. В то же время НАСА полагается на различные приборы для максимально точного анализа горной породы.

Одним из таких инструментов является рентгеновский спектрометр рентгеновской визуализации , получивший название REXIS, он предназначен для измерения спектра рентгеновской флуоресценции астероида (стимулируемого естественным потоком солнечного излучения). Эта информация позволяет исследователям определить относительное обилие элементов, присутствующих на поверхности объекта.

Сильный всплеск рентгеновских лучей

Проектирование этого спектрометра было доверено команде исследователей и их студентам из MIT и Гарварда. Именно они анализируют данные, получаемые от инструмента. 11 ноября, когда REXIS проводил детальные наблюдения Бенну, они обнаружили очень большой источник рентгеновских лучей, исходящих из точки на заднем плане астероида.

"Наши первоначальные проверки не показали никаких ранее каталогизированных объектов в этом положении в пространстве", - сказал Бранден Аллен, научный руководитель Гарвардского университета, который нашел источник в данных REXIS.

Последующие анализы в конечном итоге показали, что светящийся объект был не чем иным, как черной дырой, обнаруженной несколькими днями ранее японским телескопом MAXI и американским телескопом NICER, которые были установлены на борту МКС.

Остатки древней космической трапезы

Эта черная дыра, обозначенная как MAXI J0637-430, лежит примерно в 30 000 световых годах от Земли в созвездие Голубь, небольшом созвездии в южном полушарии. Таким образом, REXIS, разработанный и созданный студентами, смог обнаружить ту же активность, что и два "тяжеловесных" прибора, но более чем в 500 миллионах километров от Земли. Это также самая первая подобная вспышка, обнаруженная из межпланетного пространства.

Это изображение показывает рентгеновский взрыв черной дыры MAXI J0637-043, обнаруженный прибором REXIS. Предоставлено: НАСА / Университет Аризоны / MIT / Гарвард

"Обнаружение этой вспышки рентгеновских лучей является моментом гордости для команды REXIS. Это означает, что наш прибор работает, как ожидалось, и на уровне, необходимом для научных инструментов НАСА", - сказала студентка Массачусетского технологического института Мадлен Ламберт, которая разработала последовательности управления инструментом, позволяющие обнаруживать черную дыру.

Причина, по которой объект внезапно загорелся, заключается в том, что он только что захватил (с нашей точки зрения) материю из звезды, вращающейся вокруг него.

Когда черная дыра загорается, газ и пыль уже обреченной звезды заворачиваются вокруг объекта, а затем ускоряются, чтобы, наконец, достичь скорости, близкой к скорости света. Трение, возникающее при этом внутри этого диска, преобразует часть кинетической энергии аккретируемого вещества в тепловую энергию. Достигаемые температуры затем высвобождают рентгеновские лучи, обнаруживаемые из космоса.