Здоровье и медицинаПсихология

Кишечная микробиота может быть вовлечена в социальное тревожное расстройство (социофобия)

Новое исследование проливает свет на роль кишечной микробиоты в социальном тревожном расстройстве (социофобия), одном из самых мучительных тревожных расстройств. Микробиота мышей, которым пересадили микробиоту пациентов с социофобией посредством фекального способа, демонстрировала повышенную чувствительность при социальном общении. Это также было связано с иммунным и гормональным дефицитом. Эти результаты подтверждают значительное влияние оси кишечник-мозг на социальное поведение и могут привести к появлению новых терапевтических возможностей для лечения социофобии.

Расстройство социального поведения (или социофобия) - это часто недооцениваемое психическое расстройство, характеризующееся чрезмерным страхом или тревогой перед лицом социальных сценариев. Как правило, оно возникает в раннем возрасте (детстве или юности) и оказывает значительное влияние на всю жизнь. По оценкам, около 13 % населения Земли страдает от социофобии в тот или иной момент своей жизни.

Однако нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе этого заболевания, остаются практически неизвестными. Это означает, что доступные в настоящее время фармакологические методы лечения ограничены и зачастую неэффективны.

В последнее время появились исследования, предполагающие участие кишечной микробиоты. Растущее число исследований свидетельствует о значительном влиянии оси кишечник-мозг на различные мозговые и поведенческие процессы. Это влияние подтверждается большим количеством работ, указывающих на связь с различными неврологическими расстройствами и заболеваниями, такими как расстройства аутистического спектра, болезни Паркинсона и Альцгеймера.

Команда из Университетского колледжа Корка (Ирландия) недавно обнаружила, что состав кишечной микробиоты пациентов, страдающих от социофобии, отличается от состава микробиоты здоровых людей того же возраста. Цель их нового исследования, опубликованного на платформе PNAS, — подтвердить эту корреляцию, улучшив наше понимание изменений, происходящих в микробиоте пациентов с социофобии, и их потенциальной связи с этим расстройством. "Такой корреляционный анализ требует понимания того, могут ли наблюдаемые композиционные изменения быть механически связаны с социальным страхом или тревогой", — пишут исследователи в своей работе.

Повышенная чувствительность к социальному страху

Для дальнейшего изучения участия кишечной микробиоты в патогенезе социофобии эксперты пересадили мышам фекальные инокулы от 6 доноров с социофобии и 6 других здоровых доноров. Предыдущие исследования депрессии и тревоги показали, что при пересадке фекальной микробиоты реципиенту передаются психологические и физиологические характеристики, характерные для этих расстройств. Перед получением инокулята 72 взрослые мыши, отобранные для исследования, сначала прошли курс лечения антибиотиками, чтобы истощить их естественную микробиоту.

(A) Дизайн эксперимента по трансплантации фекальной микробиоты (FMT). (B) Схема исследования и схема группы доноров-людей и реципиентов-грызунов, самцов (m) и самок (f). (C) Схема эксперимента: животным сначала давали коктейль антибиотиков (Abx) в течение одной недели, чтобы истощить микробиоту. (D) Разнообразие микробиоты фекалий человека с диагнозом социофобии по сравнению со здоровым контролем. (E) Разнообразие фекальной бактериомы мышей значительно отличалось между группами с диагнозом социофобии и контролем. (F) Диаграмма, представляющая социальное обусловливание страха. (G и H) Диаграммы, представляющие тесты социального взаимодействия, с продолжительностью по вертикальной оси.

Секвенирование бактериомов в мышиных моделях показало значительные изменения между группами больных расстройствами социофобии и контрольной группой. В частности, в фекалиях первых групп наблюдались разные уровни содержания трех специфических для заболевания социофобии видов бактерий. Эти изменения подтверждают предыдущие наблюдения, показывающие, что перенос микробиоты приводит к дифференциальной реколонизации, то есть к переносу микробиоты, специфичной для данного расстройства.

Во-вторых, после реколонизации микробиоты мышей оценивали их социальный страх, общительность, тревожное поведение и адаптацию к стрессу. Для этого исследователи изучали социальный страх грызунов, подавая им небольшие электрические разряды, когда они приближались к своим собратьям. Затем они просто наблюдали за тем, как те реагировали, когда удар током не применялся.

Результаты показали, что те, кому была пересажена микробиота из группы больных социофобией, по возможности избегали других мышей. "Они так и не смогли полностью восстановиться, чтобы снова стать социальными", — рассказал соавтор исследования Джон Ф. Крайан из Университетского колледжа Корка. С другой стороны, контрольные мыши быстро проявили новое любопытство по отношению к своим собратьям, несмотря на предыдущее введение социального страха с помощью электрического шока. У мышей с социофобией также наблюдалось снижение иммунной функции и уровня окситоцина в нейронах — гормона, участвующего в борьбе со стрессом и социальном поведении.

В связи с этими результатами команда утверждает, что кишечная микробиота действительно может играть причинную роль в поведении, связанном с тревогой, при социофобии. Однако, несмотря на то, что исследование открывает перспективные пути для разработки новых методов лечения, потребуются дальнейшие исследования, чтобы определить более конкретную мишень для этой цели. Пока же исследователи предлагают позаботиться о своей кишечной микробиоте, например, употребляя в пищу больше продуктов, богатых клетчаткой и пробиотиками.