Палеонтология

Зеленые водоросли возрастом более 500 миллионов лет сохранились в трехмерном виде

Группа исследователей сообщает об обнаружении нескольких окаменелостей зеленых водорослей, возраст которых превышает полмиллиарда лет. Эти окаменелости крошечные (всего полмиллиметра в диаметре), но они очень хорошо сохранились и удивительно похожи на несколько современных видов. Подробности исследования опубликованы в журнале BMC Biology.

Среди докембрийских форм жизни, вызывающих все больший интерес, — водоросли. В новом исследовании палеонтологи рассказали об обнаружении в провинции Шэньси (центральный Китай) нескольких таких исключительно сохранившихся организмов, возраст которых составляет около 541 миллиона лет. В то время (поздний эдиакаран) регион омывался мелким морем.

Некоторые из окаменелостей полностью трехмерны и удивительно детализированы. Томографическая рентгенография и электронная микроскопия выявили характерную сердцевину из переплетенных сифонов и плотно упакованных периферических утрикул, что позволяет предположить принадлежность этих окаменелостей к роду Bryopsidales Codium. Эти организмы также оказались удивительно сопоставимы с современными видами этого рода (одноклеточные водоросли) по структуре (хотя и меньшего размера).

Обычно считается, что виды до кембрийского взрыва были относительно простыми. Обнаружение такой сложной зеленой водоросли возрастом более 541 миллиона лет свидетельствует о большем разнообразии в эдиакарском периоде, чем ожидалось.

"Обнаружение в эдиакарском периоде чего-то столь близкого к Codium, вероятно, отодвинет происхождение зеленых водорослей и, конечно, происхождение всего растительного царства еще дальше в прошлое", — говорит Седрик Ариа из Университета Торонто и ведущий автор исследования, опубликованного в журнале BMC Biology.

Составной вид Protocodium sinese, вида зеленой водоросли возрастом более 541 миллиона лет. Внешний вид окаменелости (слева), вид через внешний слой (зеленый) и изображение внутреннего ядра (золотой).

В более широком смысле это открытие дает представление о ранней диверсификации растительного царства и составе докембрийских экосистем. Это также подчеркивает чрезвычайную долговечность некоторых эукариотических организационных планов. Тот факт, что эти водоросли практически не изменились с конца эдиакарского периода, говорит о том, что эта группа очень рано заняла свою эволюционную нишу, что позволило ей продержаться, несмотря на пять массовых вымираний.