НовостиПалеонтология

В Японии обнаружен новый утконосый динозавр

Группа палеонтологов объявила об открытии нового вида гадрозавра, или утконосого динозавра, останки которого были раскопаны на одном из южных островов Японии. Подробности этой работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Гадрозавры, известные своими широкими приплюснутыми мордами, были самыми распространенными динозаврами в конце мелового периода. Летописи окаменелостей были обнаружены в основном в отложениях в Европе, Восточной Азии и Африке. Производные формы также были найдены в горных породах Верхнего Мелового периода на всех континентах, за исключением Австралии и Индийского субконтинента.

Одной из особенностей этих животных был их зубной ряд. У них не образовалась шарнирная челюсть, как у млекопитающих, а образовался шарнир между черепом и верхней челюстью. Эта структура позволяла этим динозаврам совершать движения зубов во всех направлениях: вверх и вниз, вперед-назад, влево и вправо. Таким образом, они могли измельчать пищу, как никто другой, прежде чем проглотить ее.

Таким образом, эти зубы скользили друг относительно друга. По мере того как они изнашивались и выпадали, их заменяли новые зубы, появлявшиеся под предыдущими. Исследователи говорят, что способность гадрозавров жевать растительность является одним из факторов, которые привели к их разнообразию и численности.

Новый динозавр в Японии

При этом группа палеонтологов во главе с Энтони Р. Фиорилло из Южного методистского университета и Ёсицугу Кобаяси из музея университета Хоккайдо недавно идентифицировали нового представителя этого большого семейства динозавров.

Останки этого животного - нижняя челюсть, зубы, шейные позвонки, плечевые кости и хвостовой позвонок - были обнаружены в 2004 году в слое отложений возрастом примерно от 71 до 72 миллионов лет на японском острове Авадзи.

Этот динозавр, которого назвали Yamatosaurus izanagii, отличался именно зубами. По словам Энтони Р. Фиорилло, структура его зубов предполагает, что он эволюционировал, чтобы поедать различные типы растительности, чем другие гадрозавры.

Анатомическое расположение окаменелых останков позволило идентифицировать новый вид.

Яматозавр также отличается развитостью плеч и передних конечностей. По мнению палеонтологов, этот экземпляр представляет собой эволюционный шаг в изменении походки этих животных от двуногого к четвероногому.

Наконец, ископаемая находка дает новую информацию о миграции гадрозавров. Она предполагает, что эти травоядные мигрировали из Азии в Северную Америку по Берингову мосту, а не наоборот. В то время, когда этот вид развивался в современной Японии, эта островная территория была присоединена к восточному побережью Азии. Тектоническая активность отделила эти земли лишь около пятнадцати миллионов лет назад, задолго до вымирания динозавров.