НовостиПалеонтология

В янтаре возрастом 35 миллионов лет обнаружено новое насекомое

Группа исследователей объявила о том, что с помощью новейших технологий они определили ранее не описанный вид насекомых в куске янтаря возрастом 35-47 миллионов лет. Подробности исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Некоторые растения, например, хвойные, защищают себя от потенциального ущерба, выделяя смолу, которая является смертельной ловушкой для некоторых насекомых. Со временем эта смола затвердевает и окаменевает, сохраняя все образцы, находящиеся внутри. Анализ этой смолы спустя миллионы лет позволяет выявить виды, которые когда-то обитали на Земле. Этим окаменелостям мы обязаны нашим пониманием эволюции некоторых групп насекомых.

Янтарные месторождения есть в разных частях света, но особенно много их в Балтийском регионе. Недавно группа исследователей изучила один из таких кусков янтаря, содержащий насекомое, возраст которого составляет от тридцати пяти до сорока семи миллионов лет.

Анализ этого образца был непростым. Хотя сохранность существ, запертых в янтаре, зачастую превосходна, уровень прозрачности не всегда таков. Области непрозрачности мешают рассмотреть некоторые детали. Так было и в случае с этим новым образцом. Хотя камень был абсолютно прозрачным, само насекомое имело "гиалиновые" (полупрозрачные) участки вокруг определенных частей тела, которые были важны для характеристики образца.

Чтобы обойти эту проблему, исследователи использовали рентгеновскую микротомографию. Это метод получения трехмерного изображения с помощью рентгеновских лучей. То же самое используется в медицине, но масштаб здесь меньше, а разрешение гораздо выше. В то время как обычная компьютерная томография обеспечивает разрешение, измеряемое в миллиметрах, в микротомографии исследователи могут достичь разрешения около 0,5 микрометра.

В основном, процедура состоит из источника рентгеновского излучения, освещающего объект, и плоского рентгеновского детектора, фиксирующего увеличенные проекционные изображения. С помощью компьютерного программного обеспечения рентгеновские лучи, полученные от образца, преобразуются в поперечные сечения, которые, в свою очередь, преобразуются в трехмерные изображения.

Самец Calliarcys antiquus, сохранившийся в янтаре.

Эти анализы позволили идентифицировать новый вид рода Calliarcys.

Подёнки (Ephemeroptera) - одни из самых древних птериготных насекомых, самые ранние окаменелости относятся к верхнему карбону. Среди поденок, Leptophlebiidae - очень разнообразная и широко распространенная группа, насчитывающая около 140 родов и 640 известных видов. Напротив, об ископаемых таксонах известно мало, особенно потому, что останки встречаются редко. Таким образом, это новое включение в янтарь представляет собой уникальный источник информации об их эволюции и разнообразии в прошлом.