Палеонтология

В США обнаружен новый тираннозавр

Группа палеонтологов обнаружила останки нового тираннозавра в штате Монтана. Хищник, названный Daspletosaurus wilsoni, демонстрирует уникальное сочетание признаков, позволяющее предположить, что он представляет собой переходную стадию в родословной, ведущей к Tyrannosaurus rex.

Тираннозавриды - это семейство крупных хищных теропод, к которому относится знаменитый T. rex. Они отличались массивными черепами, толстыми зубами и очень короткими передними конечностями. Давно известно, что они обитали в Северной Америке и Азии, но до сих пор многое неизвестно об их эволюционной истории.

Особенно это касается рода daspletosaurus, который обитал в западной части Северной Америки в Канаде и США между 77 и 74 миллионами лет назад. Менее известные, чем T. rex, эти хищники были длиной 8-9 метров и весили почти три тонны.

До сих пор к этому роду относили два вида: Daspletosaurus torosus и Daspletosaurus horneri. Однако многие палеонтологи не согласны с тем, относятся ли эти тираннозавриды к одному роду или нет. Реконструкция эволюционных отношений этих хищников была затруднена из-за нехватки доступных образцов, что и обусловило интерес к этому новому открытию.

Считается, что Daspletosaurus wilsoni бродил по Земле в позднем меловом периоде, около 76,5 миллионов лет назад. Его окаменелые останки - левая верхняя челюсть - были обнаружены в формации Джудит Ривер, недалеко от Глазго в штате Монтана (США).

В журнале Peerj авторы исследования отмечают, что Daspletosaurus wilsoni демонстрирует сочетание черт, встречающихся у более примитивных тираннозавров из более древних пород, таких как заметный набор рогов вокруг глаза, а также черт, известных у более поздних представителей этой группы (включая Tyrannosaurus rex), таких, как большая глазница и увеличенные воздушные карманы в черепе.

В свете этих анализов кажется, что этот новый вид представляет собой "промежуточное звено" между более древними и более молодыми видами тираннозавров. Таким образом, это было бы своего рода недостающим звеном, связывающим виды рода daspletosaurus с родословной, ведущей к Tyrannosaurus rex.

Левая верхняя челюсть Daspletosaurus wilsoni показана в латеральном (A) и медиальном (B) видах.
Иллюстрация того, как мог выглядеть Daspletosaurus wilsoni.

О чем говорит нам изучение эволюции динозавров?

В позднем меловом периоде Северной Америки многие семейства динозавров представлены несколькими близкородственными видами. Ранее считалось, что они представляют собой разнообразие (т.е. жили в одно и то же время), что свидетельствовало бы о ветвящейся эволюции. Однако несколько новых образцов и лучшее понимание их размещения во времени изменили это представление.

Теперь мы видим, что многие из этих видов на самом деле были очень тонко отделены друг от друга во времени, образуя последовательные стадии в рамках одной эволюционной линии, где предковый вид эволюционирует непосредственно в потомственный вид.

Это называется анагенетическим способом эволюции. Он отличается от кладогенеза, который включает в себя последовательные ветвления, приводящие к появлению множества близкородственных видов, которые, таким образом, похожи друг на друга, но на самом деле являются лишь эволюционными родственниками, а не прямыми предками и потомками.

Мы знали, что другие семейства динозавров (включая рогатых и утконосых динозавров) эволюционировали в таком анагеновом режиме. В данном исследовании утверждается, что тираннозавры тоже так делали, что говорит о том, что линейная эволюция распространена шире, чем считалось ранее.