Палеонтология

В марокканских водах 66 миллионов лет назад жили огромные мозазавры

Согласно новому исследованию, огромные мозазавры с коническими зубами, сравнимыми с зубами косаток, властвовали в океанах вокруг Марокко в конце мелового периода. Эти вымершие хищники, названные Thalassotitan atrox, достигали почти десяти метров в длину. Находясь высоко в пищевой цепи, они питались в основном другими морскими рептилиями, включая других мозазавров.

Мелово-палеогеновый (K-Pg) переход, около 66 миллионов лет назад, был отмечен массовыми вымираниями в наземных и морских экосистемах. Закономерности разнообразия наземных позвоночных в этот период широко изучены, но о морских позвоночных известно меньше.

В исследовании, опубликованном в журнале Cretaceous Research, группа палеонтологов рассказывает об обнаружении нового мозазаврида в последних маастрихтских фосфатных слоях Марокко, недалеко от Касабланки. В меловом периоде эта территория находилась под водой. Названая Thalassotitan Atrox, эта морская рептилия могла быть длиной от девяти до десяти метров.

Исследователи обнаружили несколько черепов, челюстей и других окаменелых останков. В то время как большинство мозазавров имели длинные челюсти, у T. atrox должно было развиться более короткое и широкое рыло, которое увеличивало силу укуса. Зубы этих животных, напоминающие зубы современных косаток, также демонстрируют значительный износ.

Череп Thalassotitan Atrox.

Исследователи также обнаружили окаменелые останки по крайней мере трех других мозазавров, а также эласмозавридных плезиозавров, хелониоидных черепах и энходонтидных рыб в тех же скальных породах, что и T. atrox. Все эти окаменелости имели признаки повреждения кислотой, что говорит о том, что они были переварены в желудке T. atrox, а затем выплюнуты.

Таким образом, это новое открытие показывает, что Thalassotitan Atrox, вероятно, находился на вершине пищевой цепи, заполняя аналогичную нишу, которую сегодня занимают косатки (Orcinus orca) и большие белые акулы (Carcharodon carcharias).

Представление художника о Thalassotitan Atrox, одном из крупнейших морских хищников позднего мелового периода.

Мозазавры вымерли одновременно с динозаврами в результате столкновения с астероидом 66 миллионов лет назад. Новые находки дополняют данные марокканских ископаемых, свидетельствующие о том, что до катастрофы океан изобиловал богатой и разнообразной жизнью. Многим из этих видов пришлось специализироваться, чтобы занять свое место в экосистемах. Thalassotitan дополнил картину, взяв на себя роль мегахищника на вершине пищевой цепи.