Технологии

В Китае проведено второе орбитальное испытание гиперзвуковой ядерной ракеты

По всей видимости, Китай провел второе орбитальное испытание гиперзвуковой ракеты в течение августа 2021 года. Об этом все еще сообщает Financial Times после того, как в субботу была опубликована первая информация о подобном испытании. Британская газета через свои источники в американской разведке сообщила гораздо более точные даты испытаний. Первый состоялся 27 июля, а второй - 13 августа 2021 года, что отрицает, что первое испытание было проведено в августе, как было первоначально написано.

После сенсации на прошлой неделе еще более важно понять важность этих испытаний, которая заключается не только в использовании гиперзвуковой ракеты. Фактически, технология, испытанная в Китае, включает в себя гиперзвуковые планеры (аппараты с чрезвычайно высокой степенью уклонения, которые движутся со скоростью более 20 махов), но в сочетании с системой "FOBS", то есть ракетами орбитального класса, способными выводить эти аппараты на орбиту и, таким образом, потенциально упасть в любой точке поверхности. Как и в случае с первым испытанием, со стороны Пентагона, похоже, возникла атмосфера всеобщего удивления, который до сих пор не подтвердил или не опроверг эту новость.

FOBS или Fractional Orbital Bombardment Systems - это системы, использующие пусковую установку для вывода на орбиту одной или нескольких боеголовок и последующего возвращения в атмосферу для достижения цели. Большое отличие от обычных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) заключается в том, что система FOBS достигает тангенциальной скорости, необходимой для выхода на орбиту Земли, и поэтому имеет значительно более длинную траекторию, чем обычные МБР, хотя и более низкую в апогее. В следующем видеоролике наглядно показана разница между системой FOBS (красный цвет), баллистической ракетой (зеленый цвет) и баллистической ракетой, движущейся по траектории Южного полюса (фиолетовый цвет).

Термин "Fractional" означает, что полет совершает не полную орбиту Земли, а ее часть. Этот факт имеет большое значение, поскольку вывод на одну или несколько орбит нарушил бы Договор о космосе. Однако теоретически ничто не мешает этому оружию продолжать движение по неограниченному числу орбит. Используя преимущества маршрута через южный полюс, в случае с американской целью, FOBS позволяет им уклоняться от большинства систем перехвата и обнаружения, несмотря на более длительное время в пути.

Системы FOBS до сих пор разрабатывались только в СССР и были заброшены в конце 1970-х годов. Китай предлагает аналогичную систему, но с новой технологией: гиперзвуковые планеры. Эти аппараты выпускаются из пусковой установки вблизи входа в атмосферу и, благодаря автономной двигательной установке, способны следовать по траекториям, сильно отличающимся от тех, которые предусмотрены для МБР. Планеры летают на гиперзвуковых скоростях (более 20 махов), что делает их очень быстрыми и непредсказуемыми. Эта небольшая, но существенная разница может возродить FOBS как новый инструмент сдерживания.

В течение последнего года Китай, в частности государственный гигант CASC, проявляет все большую активность в разработке одного или, возможно, нескольких космических летательных аппаратов. Китай давно интересуется подобными аппаратами, настолько, что среди самых ранних планов по транспортировке космонавтов было пять отдельных проектов космических аппаратов, от которых позже отказались в пользу капсулы "Шэньчжоу".

Главные новости в этой области появились в сентябре 2020 года, когда азиатский гигант, к всеобщему удивлению, испытал орбитальный самолет. С тех пор он также провел второе суборбитальное испытание неопознанного самолета 16 июля 2021 года. Именно этот тест, вероятно, имел в виду министр иностранных дел Китая Лицзянь Чжао, когда в понедельник опроверг сообщение Financial Times. Однако цели и детали китайской программы создания космических самолетов остаются крайне непрозрачными. Почти единодушно все эксперты связывают китайскую программу как ответ на X37-B, американский космоплан, который сейчас принадлежит Космическим силам.

В свете недавних усилий Китая по разработке систем FOBS, не будет ошибочным предположить, что в рамках этой программы разрабатываются важные технологии для выхода на орбиту, траектории разгонного скольжения или сама конструкция гиперзвукового планера. В любом случае стоит помнить, что на сегодняшний день не существует доказательств, опровергающих или подтверждающих эту гипотезу. Что мы можем с уверенностью сказать, так это важное расширение военного объекта во Внутренней Монголии, там же, где приземлился орбитальный космический корабль в 2020 году.