Палеонтология

В Индии обнаружено около 100 гнезд титанозавров

Группа палеонтологов обнаружила в Индии 256 окаменелых яиц титанозавров в 92 кладках. Их анализ позволит лучше понять, как размножались и выводили потомство одни из самых крупных динозавров Земли.

Невероятное место гнездования в Индии

Зауроподы, группа крупных травоядных, известных своими длинными шеями, бродили по Земле с юрского по меловой период (201-66 миллионов лет назад). Титанозавры были последним кладом этой линии, существовавшим на нашей планете. В него входят одни из самых крупных и тяжелых существ, когда-либо ходивших по нашей планете, такие как аргентинозавр.

Южная Америка известна своими ископаемыми титанозаврами. В прошлом году группа палеонтологов объявила об обнаружении нескольких яиц титанозавра в одном месте в Бразилии. Сегодня мы отправляемся в Индию.

Позднемеловая (маастрихтская) формация Ламета известна своими остеологическими (кости) и оологическими (окаменелые яйца) останками зауроподов из восточной и западной частей долины Нармада в центральной Индии. Совсем недавно исследователи обнаружили 92 выводка титанозавров в районе Дхара (штат Мадхья-Прадеш). Первые выводки были обнаружены десять лет назад, но такие раскопки требуют времени.

Команда под руководством палеонтолога Харши Дхимана описала свой анализ в журнале Plos One.

Несколько видов яиц

Исследователи идентифицировали шесть видов окаменелых яиц, что говорит о возможном большом разнообразии таксонов титанозавров на Индийском субконтиненте. Однако в настоящее время трудно узнать больше о животных, которые их откладывали, поскольку, несмотря на обилие окаменевшей скорлупы и гнезд, команда не обнаружила никаких динозавров вблизи мест гнездования. Исследователи считают, что эта территория могла использоваться исключительно для гнездования, а не для жилья. Возможно также, что кости не сохранились или что они глубоко погребены и еще не обнажены.

Кроме того, элементы песчаника, в котором сохранились яйца, свидетельствуют о болотистой среде во время откладки яиц. По мнению авторов, место гнездования, вероятно, находилось вблизи мелового пруда или озера примерно 67-68 миллионов лет назад.

Яйца были разных форм и размеров. Некоторые из них были целыми, а другие были разбиты на окаменевшие раковины. Другие были деформированы или сжаты.

Сжатое яйцо (слева) и деформированное яйцо (справа), найденные в местах гнездования.

Наконец, несколько окаменелостей представляли собой патологические яйца. Это разновидность яиц, которые образуются, когда животные испытывают стресс, и встречаются также у современных птиц. Некоторые из них были яйцами с несколькими слоями скорлупы, в то время как другие формировались внутри других яиц.

Палеонтологи планируют посетить места гнездования в течение следующих нескольких месяцев, чтобы найти возможные зубы титанозавров. Они также проведут компьютерную томографию некоторых наиболее полных яиц, чтобы изучить наличие внутри них эмбриональных скелетов.