Палеонтология

В Аргентине обнаружен новый крылатый хищный динозавр

Команда палеонтологов объявляет об открытии нового вида динозавров в Патагонии. Этот маленький крылатый плотоядный жил 90 миллионов лет назад.

В Аргентине в меловом периоде были не только гиганты. Об этом свидетельствует находка на месте в провинции Рио-Негро, примерно в 1100 км к югу от Буэнос-Айреса, останков небольшого плотоядного динозавра, получившего название Overoraptor chimentoi. Этот крылатый теропод, длиной не более полутора метров, только что был предметом исследования в журнале "Наука о природе".

Первые останки этого животного были обнаружены в 2013 году, но новые раскопки, проведенные два года назад, привели к обнаружению дополнительных костей, в том числе почти полной стопы, хвостовых позвонков и частей крыла.

Быстрый и ловкий динозавр

Изучение этих новых останков позволило отличить этого динозавра от большинства видов хищников, обнаруженных до сих пор. И прежде всего, найденные в Аргентине, которые полностью соответствовали группе Уненлагия, кладе динозавров, которые характеризуются длинным черепом и множеством мелких конических зубов.

Конечно, были сходства. Как и Уненлагия, "у этого животного был очень острый коготь на указательном пальце, который он наверняка использовал для нападения на свою жертву", — объясняет Матиас Мотта, ведущий автор исследования. Эта особенность отсутствует у птиц, чьи ноги, более продвинутые с точки зрения эволюции.

"У него также были длинные грациозные ноги, подходящие для бега", — добавил исследователь, предположив, что животное, вероятно, "быстрое и проворное".

Но помимо этих сходств палеонтологи также выделяют отличительные черты. "Анализируя его руки, мы обнаружили птичьи характеристики, связанные с полетом", — продолжает исследователь. Это приводит нас к выводу, что в филогенетическом древе овераптор ближе к птицам, чем большинство известных на сегодняшний день хищников.

Художественная иллюстрация оверораптора, маленького крылатого плотоядного динозавра, который жил в Патагонии 90 миллионов лет назад.

Большие крылья для поддержания равновесия во время бега

После анализа исследователи предполагают, что руки Overoraptor были способны выполнять сложные движения и складываться по бокам тела, как крылья птиц. С другой стороны, этот динозавр не полагался на свои крылья, чтобы летать. Вполне возможно, что, подобно американскому Нанду или страусу, хищник скорее раскинул руки в попытке обеспечить определенное равновесие во время бега.

Филогенетический анализ образца также показывает, что Overoraptor тесно связан с Рахонависом, меловым динозавром, найденным на расстоянии 10 000 километров, на Мадагаскаре. "Таким образом, мы предполагаем, что из-за его анатомических особенностей Рахонавис также должен был иметь способность автоматически складывать свои крылья", — подчеркивают исследователи.

Хотя эти два хищника верхнего мела (Overoraptor и Rahonavis) не могут считаться прямыми предками птиц, появившихся миллионы лет назад в период Средней Юры, их исследование, тем не менее, остается полезным для иллюстрации эволюционных достижений, которые ожидал их появления.