Палеонтология

«Утраченное» вымирание, открывшее путь к господству динозавров

Более 230 миллионов лет назад крупное климатическое событие, отмеченное интенсивными осадками, изменило миропорядок. С тех пор динозавры захватили власть, и в конечном итоге безраздельно правили как минимум 160 миллионов лет.

Примерно 233 миллиона лет назад, до появления динозавров, фаза глобального изменения климата, отмеченная обильными осадками, изменила облик нашей планеты, которая до этого была особенно засушливой. Считается, что этот дождливый период, известный как Карнийский плювиальный эпизод (CPE), длился более миллиона лет и привел к многочисленным вымираниям.

Исследование, опубликованное в журнале Science Advances, подтверждает важность этого события. Новые ископаемые свидетельствуют о том, что CPE привела бы к гибели трети всех морских видов, плюс значительного числа наземных растений и животных.

Новый мир

Это событие вымирания не включает результаты пяти основных массовых вымираний, которые обычно упоминаются. Однако, по мнению авторов исследования, CPE отличается не только нанесенными им потерями, но и, прежде всего, обновлением видов, которые они породили. По мнению исследователей, именно этот эпизод проложил путь к господству динозавров и эволюции многих групп наземных животных, которые все еще бродят по Земле сегодня.

"Ключевой особенностью CPE является то, что за вымиранием очень быстро последовало появление новых видов", - говорит Якопо Даль Корсо из Китайского университета наук о Земле в Ухане. "Ряд групп, играющих центральную роль в сегодняшних экосистемах, появились впервые в Карнийском периоде (эпохи триаса, которая длилась от 237 до 227 миллионов лет назад)".

Эти группы включают современные коралловые рифы, океанический планктон, а также земноводных, крокодилов или рептилий. В этот период впервые появились и хвойные породы.

Отпечаток динозавра.

Вулканического происхождения

Но тогда что же лежит в основе этого события? Карнийский плювиальный эпизод, которым пренебрегали в течение нескольких десятилетий, вызвал новый интерес в 2012 году. Затем Якопо Даль Корсо и его команда установили связь (подтвержденную геохимическими и стратиграфическими данными) между этим событием и базальтовыми извержения Врангеллии, наблюдаемыми в западной части Северной Америки (западное побережье современной Канады).

В наши дни от этого события осталось только гигантское лавовое поле, протянувшееся на тысячи километров. Тем не менее мы знаем, что эти извержения были созданы особенно сильным вулканическим эпизодом, который произошел во время Карнийского периода, перекрывая (по крайней мере частично) CPE.

Предыдущие исследования показывают, что эти мощные извержения выпустили по меньшей мере 5000 гигатонн углерода в атмосферу. Тогда мир стал намного влажнее, сильные дожди стали нормой по меньшей мере на миллион лет, а океаны подкислились. В результате исчезли целые виды, открыв дорогу другим формам жизни.