КосмонавтикаФизика

Учёные хотят вырыть скважину на Луне глубиной 5 км

В недавнем исследовании физики изучили возможность бурения на Луне скважины глубиной 5 000 метров. Речь идет не о добыче полезных ископаемых, а о научных исследованиях. Ученые хотели бы более тщательно изучить протоны.

Доказательство распада протонов на Луне

В настоящее время Луна находится в центре внимания благодаря китайской миссии "Чанъэ-6", которая отправилась на дальнюю сторону планеты. Страна продемонстрировала значительный технологический прогресс, установив на поверхности лунный базальтовый флаг, а затем отправилась обратно на Землю с образцами. Однако одна новость о Луне осталась относительно незамеченной. В исследовании, проведенном под руководством Мичиганского университета (США), рассматривается удивительная идея: пробурить на Луне скважину глубиной 5 км. В своей работе, предварительно опубликованной на платформе arXiv 24 мая 2024 года, исследователи объясняют свой подход.

Вопреки тому, что вы можете подумать, цель не в том, чтобы бурить грунт для обнаружения ресурсов. На самом деле исследователи преследуют исключительно научную цель — доказать, что протоны могут распадаться. Хотя это явление никогда ранее не наблюдалось, такое открытие может поставить под сомнение многие существующие физические теории.

Научный консенсус в отношении протонов заключается в том, что они являются стабильными, "бессмертными" частицами с положительным электрическим зарядом. Однако у этой модели есть ряд недостатков: она не способна связать квантовую механику и теорию относительности Альберта Эйнштейна.

Умозрительная идея

Если в один прекрасный день учёные представят доказательства того, что протоны способны распадаться, можно будет разработать более полные модели. Это явление никогда не наблюдалось на Земле, но оно может произойти на Луне. Исследователи планируют глубоко копнуть лунный грунт, чтобы обнаружить следы древних протонов.

Но остается вопрос: почему бы не копать на Земле? По мнению авторов исследования, лунная порода будет достаточно плотной, чтобы сохранить свидетельства распада протонов, чего нет на Земле. Эти свидетельства будут иметь форму химических изменений в самой структуре породы. Исследователи также считают, что Луна — идеальная местность, поскольку наблюдениям не помешали бы реакции других частиц, как на Земле. Не забывайте, что на Луне нет атмосферы, что ограничивает риски. Так что 5 км будущей скважины соответствует желанию использовать достаточно защищенную и нетронутую территорию.

Наконец, ученые не преминули заметить, что их идея носит спекулятивный характер. Более того, существуют серьезные ограничения. Бурение лунного грунта на такую глубину — дело непростое, равно как и извлечение пород и использование новейших методов микроскопии на месте. Кроме того, для этой операции необходимо доставить бур с Земли.