Определения

Стрелец A*

Стрелец A* (Sagittarius A*, или Sgr A*) — это сверхмассивная чёрная дыра, расположенная в центре нашей галактики, Млечного Пути. Её масса оценивается примерно в 4,1 миллиона солнечных масс. Стрелец A* является мощным источником радиоволн и других видов излучения, что делает её объектом интенсивного исследования в астрономии.

История открытия

Стрелец A* был обнаружен Брюсом Бальком и Робертом Брауном в 1974 году с помощью радиотелескопа, принадлежащего Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO). Это открытие основывалось на наблюдении сильного радиоизлучения из центра нашей галактики.

Характеристики

Масса и размер

Масса Стрелец A* составляет около 4,1 миллиона солнечных масс. Несмотря на столь огромную массу, радиус её горизонта событий (Гравитационный радиус) составляет примерно 12 миллионов километров (около 17 радиусов Солнца).

Излучение

Стрелец A* излучает в различных диапазонах электромагнитного спектра: радио, инфракрасном, рентгеновском и гамма-диапазонах. Радиоизлучение от этого объекта является наиболее изученным, так как радиоволны лучше проникают через межзвёздную пыль, окружающую центр галактики.

Влияние на окружающее пространство

Динамика звёзд

Стрелец A* оказывает значительное гравитационное воздействие на звёзды и газовые облака, находящиеся в непосредственной близости. Изучение орбит звёзд вокруг этого объекта позволило астрономам точно определить его массу и подтвердить гипотезу о наличии сверхмассивной чёрной дыры.

Аккреция и джеты

Аккреция вещества на чёрную дыру сопровождается выделением огромного количества энергии. В случае Стрелец A* аккреционный процесс менее интенсивен по сравнению с активными галактическими ядрами, однако периодически наблюдаются всплески рентгеновского излучения, связанные с поглощением материи.

Исследования и наблюдения

Телескопы и инструменты

Для исследования Стрелец A* используются различные наземные и космические телескопы, включая радиоинтерферометры, такие как ALMA, и рентгеновские обсерватории, такие как Chandra. Недавно был задействован проект Телескоп горизонта событий (EHT), который позволил получить первое изображение горизонта событий чёрной дыры в галактике М87. 12 мая 2022 года астрономы, проводившие наблюдения с помощью Телескопа горизонта событий, опубликовали фотографию Стрельца А*, подтвердив, что объект содержит чёрную дыру. Это второе подтверждённое изображение чёрной дыры.

Значение для астрономии

Изучение Стрелец A* имеет огромное значение для понимания природы чёрных дыр, процессов аккреции и динамики звёздных систем. Этот объект служит важным "лабораторным" примером, позволяющим проверять теории общей относительности и модели эволюции галактик.

Стрелец A* представляет собой один из самых загадочных и интересных объектов в астрономии. Его исследование продолжается и, несомненно, принесёт ещё много открытий, которые помогут лучше понять природу нашей галактики и Вселенной в целом.