Палеонтология

Самый маленький динозавр обнаружен в янтаре

Крошечный 99-миллионный череп, найденный в куске бирманского янтаря в Мьянме, может быть не только самым маленьким известным динозавром мезозойской эпохи, но и дать новое представление об эволюции птиц. Называемый Oculudentavis khaungraae, он был размером с колибри и имел общие рептилийные и птичьи черты.

Обнаружение древних существ в кусочках янтаря - обычное дело. Что действительно редкость, так это найти позвоночное животное, сохранившееся таким образом - не говоря уже о динозавре.

Обнаруженный и изученный международной командой во главе с Ларсом Шмитцем, доцентом биологии на научном факультете W. M. Keck в колледже Скриппса, полностью выращенный череп произошел от динозавра, который был размером с современную колибри, которая является самой маленькой живой птицей, весом менее двух граммов и достигающей длины 6,1 см.

Художественное изображение Oculudentavis, охотящегося на насекомое

"Янтарная консервация позвоночных животных редка, и это дает нам окно в мир динозавров на самом нижнем конце спектра размеров тела",-говорит Шмитц. "Его уникальные анатомические особенности указывают на одну из самых маленьких и самых древних птиц, когда-либо найденных."

Используя синхротронное сканирование с высоким разрешением, которое дает томографические изображения, немного похожие на МРТ, ученые смогли изучить череп Oculudentavis khaungraae, не вынимая его из янтарной оболочки. Они обнаружили, что у крошечного динозавра были глаза, указывающие на то, что он был активен днем и спал ночью, хотя строение глаз очень похоже на строение современных ящериц.

Кроме того, у Oculudentavis khaungraae был сильный, сросшийся череп и ряды сотен крошечных зубов, что указывало на то, что это был хищник, который, вероятно, питался мелкими насекомыми. По словам команды, эта комбинация необычных особенностей в таком крошечном динозавре проливает свет не только на то, как жили самые маленькие виды динозавров, но также и предполагает, что самые ранние птицы могли эволюционировать в очень маленьких намного раньше, чем считалось ранее.

По-видимому, зрелый образец черепа, сохраненный в бирманском янтаре, открывает новый вид, Oculudentavis khaungraae, который может представлять собой самый маленький известный мезозойский динозавр в ископаемой летописи

"Ни одна другая группа живых птиц не имеет видов с такими же маленькими черепами у взрослых, - говорит Шмитц. "Это открытие показывает нам, что мы имеем лишь малое представление о том, как выглядели крошечные позвоночные в эпоху динозавров."

Исследование опубликовано в журнале Nature.