Палеонтология

Самая крупная летающая рептилия в Австралии, известная на сегодняшний день

Группа палеонтологов подробно рассказывает об открытии в Австралии нового вида птерозавра, самого крупного из когда-либо описанных в этой стране. Рептилия, размах крыльев которой мог достигать семи метров, вероятно, летала на месте исчезнувшего моря Эроманга в поисках рыбы.

Лен Шоу, муниципальный служащий, привык искать окаменелости во время обеденного перерыва недалеко от Ричмонда на северо-западе Квинсленда. Однажды в июне 2011 года он заметил на скале очертания челюстной кости. Он обратился в местный музей Kronosaurus Korner, который привлек команду под руководством Тима Ричардса из Университета Квинсленда. Они еще не знают об этом, но только что наткнулись на настоящего монстра.

В течение последних нескольких лет Ричардс и его команда анализировали образец. Сегодня они подробно описывают свою работу в журнале Journal of Vertebrate Paleontology.

Птерозавр с семиметровым размахом крыльев

Это птерозавр, древняя летающая рептилия, эволюционировавшая вместе с динозаврами. Она относится к группе анхангеров, которые процветали на протяжении 200 миллионов лет.

Сравнив эту (частичную) челюсть с другими ископаемыми птерозаврами, исследователи смогли установить, что это совершенно новый вид. Названый Thapunngaka shawi, он развился около 105 миллионов лет назад. Это самая крупная из известных летающих рептилий на австралийском континенте.

Частичная челюсть птерозавра.

Согласно этим анализам, у животного должен был быть череп метровой длины, заостренный нос, пропорционально длинные крылья, короткие задние ноги и отсутствие хвоста. Кроме того, похоже, что он был покрыт светлым пухом.

Исследователи также отметили наличие большого костного гребня на нижней челюсти. Судя по тому, что мы знаем о животных этой группы, верхняя челюсть животного, вероятно, тоже была. "Эти гребни, вероятно, играли определенную роль в динамике полета этих существ, и я надеюсь, что будущие исследования дадут более точные ответы", — говорит Стив Солсбери, соавтор этой работы.

По этому хребту исследователи также смогли оценить пропорции образца. Размах его крыльев составлял около семи метров.

Художественный вид птерозавра Thapunngaka shawi.

Наконец, ее челюсти были оснащены примерно 40 острыми как бритва зубами. "Она была создана не для того, чтобы есть брокколи", — объясняет палеонтолог. "Из-за своей морфологии она была приспособлена к плотоядному образу жизни. Ее зубы, вероятно, были больше предназначены для того, чтобы удерживать скользкую рыбу".

В свое время две трети нынешней территории Квинсленда покрывало море Эроманга - мелководный водоем, простиравшийся через границу Северной территории в Новый Южный Уэльс.