Астрономия

Оумуамуа может быть фрагментом "суперземли"

Согласно новому исследованию, Оумуамуа мог быть фрагментом планеты, структура которой была «разорвана» во время близкого пролета родительской звезды.

В октябре 2017 года команда астрономов объявила о самом первом обнаружении межзвездного "посетителя" по имени 1I/Оумуамуа. Рассматриваемый объект представлял собой астероид длиной около 400 метров. Анализ его траектории показал, что он не является родным для нашей системы. Вероятная область вылета находится в окрестностях Веги (созвездие Лиры). Однако наш нарушитель теперь по имени Оумуамуа выделялся и другими особенностями.

С одной стороны, его сигарная форма контрастирует с более округлыми формами, к которым мы привыкли. Отслеживание его траектории также показало нам, что объект ускорился при приближении к Солнцу. Это говорит о том, что он выпустил газ, как это могут делать кометы. Но тогда как объяснить все эти особенности?

Исследование, опубликованное два года назад, предположило, что наш сигарообразный посетитель может быть из двоиной звездной системы (Две звезды, вращающиеся вокруг общей точки). Путем моделирования исследователи пришли к выводу, что эти системы действительно очень эффективны для "проецирования" астероидов в межзвездное пространство. Тем не менее это исследование было сосредоточено только на траектории объекта.

Несколько недель назад исследователи из Академии наук Китая и Калифорнийского университета в Санта-Круз разработали модель, которая в дополнение к возможности объяснить траекторию движения объекта на этот раз могла бы также оправдать его необычную форму и кажущуюся "дегазацию" по мере приближения Солнца.

Эта работа, опубликованная в журнале Nature Astronomy, предполагают, что астероид может быть фрагментом планеты или другого крупного скалистого объекта, пережившего процесс "приливного возмущения" после приближения слишком близко к его родительской звезде.

Новая теория

Согласно этому сценарию, огромные гравитационные силы то разрывали родительское тело, то вытягивали оставшиеся куски. Экстремальное потепление во время полета над Звездой и охлаждение материала за ней могли бы способствовать образованию поверхностной корки, покрывающей Оумуамуа. Именно это в конце концов позволяет ему сохранять свою странную форму.

Эта близкая встреча также вывела бы его из его внутренней системы. Под действием гравитационной петли он принял направление межзвездного пространства. Прежде всего, эта конфигурация также может объяснить "полукометные" характеристики астероида.

"Рассеяние тепла в процессе разрушения звездных Приливов также потребляет большое количество летучих веществ. Это объясняет не только "красноватые" цвета поверхности Оумуамуа, но и отсутствие видимой комы", - объясняют исследователи. "Тем не менее некоторые из этих соединений, погребенных под поверхностью, таких как водяной лед, могут оставаться в конденсированной форме. Эти скрытые летучие вещества впоследствии могут быть "дегазироваться" во время встреч с другими звездами, такими как наше Солнце".

Таким образом, по мнению исследователей, именно эта операция вызвала бы небольшое, не гравитационное ускорение Оумуамуа по мере приближения к нашей звезде.

Иллюстрация, показывающая нам процесс приливного возмущения, способного породить объекты типа "Oumuamua". Предоставлено: NAOC / Y. Zhang

Относительно родительского тела, из которого якобы произошел астероид, астрономы не имеют уверенности. Это может быть длинная комета, планетарный эмбрион или даже суперземля, которая слишком близко подошла к своей звезде. Это родительское тело не обязательно должно быть “живым". Согласно исследованию, это также относится к звездным трупам, известным как белые карлики. Они также могут способствовать нарушению, необходимому для "формирования" объекта, такого как Оумуамуа.