Палеонтология

Открытие пятиглазого "недостающего звена" в эволюции членистоногих

Иллюстрация Килинксии в ее естественной среде обитания. Предоставлено: HUANG Diying.

Группа китайских палеонтологов объявляет об открытии нового вида животных, возраст которого составляет полмиллиарда лет. Это существо, с его весьма "химерным" внешним видом, заполняет эволюционный пробел, который позволяет нам лучше понять происхождение членистоногих.

Членистоногие, которые сегодня составляют почти 80% всех видов животных, были одними из самых процветающих существ на Земле с кембрийского периода, около 520 миллионов лет назад. Но как они развивались и как выглядели их предки? Пока трудно сказать, так как окаменелостей этого периода очень мало. Кроме того, окаменелости, как правило, разрушаются в результате эрозии или метаморфизма еще до того, как они были изучены. Однако, не все потеряно.

Команда из Института геологии и палеонтологии Нанкина Китайской академии наук (NIGPAS) объявила об открытии дополнительной части головоломки.

Настоящая "химера"

В журнале Nature исследователи подробно описывают открытие новой окаменелости на ископаемом участке Чэнцзян в провинции Юньнань на юго-западе Китая. Существо, получившее название Килинксия, было около восьми сантиметров в длину. Так вот, ее отличает несколько вещей.

С одной стороны, эта окаменелость невероятно хорошо сохранилась, что позволяет исследователям определить нервную ткань, глаза и пищеварительную систему животного. "Это мягкие части тела, которые мы обычно не видим в обычных окаменелостях", — сказал профессор Чжао Фангчен, соавтор исследования.

С другой стороны, Килинсия сочетала морфологические особенности разных животных. Сначала он обладал такими качествами настоящих членистоногих, как укрепленная кутикула, сегментированное туловище и сочлененные ноги. Однако этот вид также обладал некоторыми очень "родовые" морфологическими характеристиками, такими как пять глаз другого вида, называемого Opabinia. Существо также отличалось знаковыми придатками Аномалокариса, одного из крупнейших хищников кембрия.

Ископаемый образец Килинксия.
Анатомическая реконструкция Килинксии. Предоставлено: HUANG Diying.

Недостающее звено

Следует также знать, что этот знаменитый хищник, который мог достигать двух метров в длину, считается "родовой формой" членистоногого. Однако между Anomalocaris и настоящими членистоногими существуют огромные морфологические различия. Таким образом, Kylinxia окончательно закрыла этот эволюционный пробел. Таким образом, существо представляет собой решающее "недостающее звено", позволяющее лучше понять происхождение этой ветви. "Килинксия представляет собой решающее переходное ископаемое, предсказанное эволюционной теорией Дарвина", — заключает доктор Цзэн Хан, ведущий автор исследования.