Палеонтология

Открытие нового динозавра с причудливым шлемом

Группа палеонтологов описала новый вид динозавров-пахицефалозаврид, живших около 68 миллионов лет назад. Анализ черепа, который когда-то был защищен куполом, показывает, что у этих животных над головой были развиты кератиновые "волосы". Эти причудливые украшения, вероятно, использовались в качестве визуальных сигналов для общения с другими представителями своего вида. Подробности исследования опубликованы в журнале Journal of Vertebrate Paleontology.

Что такое пахицефалозавриды?

Пахицефалозавриды - это вымершая группа травоядных динозавров, живших в позднем меловом периоде, примерно 70-66 миллионов лет назад. К наиболее известным родам относятся пахицефалозавр, стегоцерас и гомалоцефал.

Физически эти животные имели массивное, коренастое тело, крепкие задние конечности, приспособленные для двуногого передвижения, и более короткие передние конечности. У них также развился жесткий хвост, который, вероятно, служил противовесом для поддержания равновесия при быстром движении.

Название "пахицефалозавриды" буквально означает "толстоголовый ящер", что указывает на их главную особенность: толстый череп, укрепленный компактными костями. Эта черепная крышка могла иметь разную форму и толщину в зависимости от вида. Еще одна интересная особенность пахицефалозаврид - наличие бугорков или гребней на верхней части черепа. Считается, что эти структуры использовались во время внутривидовых боев, когда особи сталкивались лоб в лоб для установления доминирования или полового отбора.

Кератиновые волосы

Недавно палеонтологи проанализировали и описали череп одного из этих динозавров, обнаруженный в 2011 году в знаменитой формации Хелл-Крик в штате Монтана (США). Новый вид был назван Platytholus clemensi в честь палеонтолога Уильяма Клеменса, умершего в 2020 году.

Анализируя компьютерную томографию нескольких тонких срезов этого черепа, исследователи выявили наличие вертикальных каналов, которые поднимались на поверхность через окаменелый купол. Поэтому вполне вероятно, что у этих пахицефалозавров на верхней части головы был очень сложный рисунок. Согласно исследованию, он, вероятно, состоял из "кератиновых волосков", напоминающих срез кисти. По мнению Джона Хорнера из Университета Чепмена (Калифорния) и ведущего автора работы, покрытие, покрывавшее купол, могло также быть ярко окрашенным или подверженным сезонным изменениям цвета.

На черепе динозавра также были обнаружены следы большой раны, которая успела затянуться. Это первое однозначное свидетельство травмы головы пахицефалозавра. Однако исследователи предупреждают, что это повреждение черепа, глубиной около сантиметра, не обязательно является результатом боя головой к голове с другим представителем этого вида. Вместо этого травма могла быть вызвана чем угодно - от упавшего камня до случайной встречи с другим динозавром.

Тонкий гистологический срез недавно описанного куполообразного костного черепа. Область повреждения обозначена красным прямоугольником. Масштабная линейка составляет два сантиметра.

Наконец, по сравнению с другими пахицефалозавридами, которые развивались в регионе в то же время, Platytholus clemensi был "промежуточного размера" между видами Sphaerotholus и Pachycephalosaurus wyomingensis. Представители первого вида имели длину около 1,8 м, тогда как вторые были гораздо внушительнее - от четырех до шести метров в длину.