Палеонтология

Открытие: черепаха мелового периода, которая всасывала свою добычу

Группа палеонтологов объявила об открытии нового вида черепах, развивавшихся в позднем меловом периоде на Мадагаскаре. По мнению авторов, которые опираются на анатомию ее лица, эта рептилия, вероятно, питалась, всасывая ртом воду, наполненную добычей.

Она обитала 70 миллионов лет назад в пресных водах современного Мадагаскара. Останки этой древней черепахи диаметром около 30 сантиметров были найдены в 2015 году, когда Уолтер Джойс и его команда из Фрибургского университета занимались изучением окаменелостей динозавров и крокодилов. На месте исследователи смогли обнаружить почти неповрежденный скелет.

"Образец абсолютно прекрасен. Это также одна из наиболее хорошо сохранившихся черепах позднего мелового периода на всех южных континентах", — сказал Уолтер Джойс. "По любым меркам, это исключительно редкая находка".

Древняя черепаха, получившая сегодня название Sahonachelys mailakavava, имела приплюснутый череп и округлый рот. По мнению авторов, эти характеристики позволяют предположить, что эта маленькая рептилия "всасывала" свою пищу. При сосательном питании имеется большое круглое отверстие, позволяющее заглатывать большие порции воды.

"Это специализированный подводный режим питания, во время которого животное быстро открывает рот и расширяет горло, чтобы почти вдохнуть большой объем воды, в которой плавает несколько мелких жертв", — отмечают исследователи. Это может быть планктон, головастики или даже личинки рыб.

Эта гипотеза также основана на костях языка этой черепахи. Особенно увеличенные для своего размера, они, вероятно, поддерживали сильные мышцы, позволяющие быстро расширять горло.

Сохранившиеся части черепа Sahonachelys mailakavava, обнаруженные на Мадагаскаре.

Эти древние черепахи принадлежали к семейству Pelomedusoidea (Пеломедузовые черепахи), которое включает в себя виды, сохранившиеся до наших дней, такие как южноамериканские и речные черепахи Мадагаскара. "Хотя сегодня эта группа не отличается особым разнообразием, данная ископаемая летопись показывает, что в прошлом эта группа была гораздо более разнообразной, завоевав несколько континентов", — отмечает Уолтер Джойс.

Исследователи не знают, когда могла появиться эта "новая" черепаха и когда и почему она впоследствии вымерла. Однако, по словам Джойса, она, вероятно, пережила великое вымирание, в результате которого погибли динозавры и закончился меловой период около 66 миллионов лет назад.

Подробности исследования можно найти в журнале Royal Society Open Science.