Палеонтология

Обнаружен новый вид динозавра, живший в Гренландии 214 миллионов лет назад

Группа палеонтологов описала новый вид динозавров, обитавших около 214 миллионов лет назад на территории современной Гренландии. Это было травоядное животное среднего размера с длинной шеей и "предок" завроподов - самых крупных сухопутных животных из когда-либо живших.

Останки, два черепа, были впервые обнаружены в 1994 году в восточной Гренландии палеонтологами из Гарвардского университета. Первоначально считалось, что один из экземпляров произошел от платозавра, хорошо известного длинношеего динозавра, который в свое время развился в Германии, Франции и Швейцарии в триасовый период.

Повторный анализ этих костей, проведенный международной группой палеонтологов во главе с Университетом Мартина Лютера в Галле-Виттенберге (MLU), предполагает иную историю. Результаты исследования опубликованы в журнале Diversity.

В рамках этой работы исследователи использовали рентгеновскую микротомографию. Этот неинвазивный метод позволил им создать трехмерные цифровые модели внутренних структур и костей, некоторые из которых все еще покрыты отложениями.

Согласно этим анализам, анатомия этих двух черепов уникальна во многих отношениях (форма и пропорции костей, в частности), что позволяет предположить, что эти два образца на самом деле принадлежат к совершенно новому виду завроподоморфов.

Этот новый динозавр, получивший новое название Issi saaneq ("холодная кость" на языке инуитов), предположительно жил около 214 миллионов лет назад в конце триасового периода. Он был двуногим и, вероятно, длиной от трех до пяти метров.

В то время Пангея распадалась, и начинал формироваться Атлантический океан. "В этот период на Земле происходили климатические изменения, которые позволили первым травоядным динозаврам попасть в Европу и за ее пределы", — говорит Ларс Клемменсен из Университета Копенгагена.

Два черепа нового вида принадлежат подростку и молодой взрослой особи. Хотя этот вид отличается от всех других известных на сегодняшний день завроподоморфов, он, тем не менее, имеет некоторое сходство с видами, обнаруженными в Бразилии, такими как макроколлум и унайзавр, которые "моложе" примерно на пятнадцать миллионов лет.

Два черепа Issi saaneq, обнаруженные в Гренландии.

Помимо того, что мы впервые узнали о гренландских динозаврах, это новое исследование позволяет лучше понять эволюционные пути, которые привели к появлению легендарных завроподов, эволюционировавших на Земле на протяжении почти 150 миллионов лет.

После завершения анализов окаменелости динозавров будут выставлены в Музее естественной истории Дании.