Астрономия

Новое изображение двух спиральных галактик на грани слияния

С помощью телескопа Gemini North было замечено, что две галактики, расположенные на расстоянии 60 миллионов световых лет от нас, находятся на пути столкновения. Сфотографированные на грани слияния, через 500 миллионов лет они соединятся вместе и образуют одну эллиптическую галактику.

Международной обсерватории Gemini, управляемой лабораторией NOIRLab, удалось получить новое впечатляющее изображение. Главные герои — две взаимодействующие спиральные галактики, NGC 4568 и NGC 4567. Изображение было получено благодаря передовым технологиям телескопа Gemini North и многообъектного спектрографа Gemini Multi-Object Spectrograph North (GMOS-N). Сухой воздух над вершиной горы Маунакеа на Гавайях, где расположена обсерватория, также был одним из факторов.

На снимке Gemini North можно увидеть пару галактик в тот момент, когда они настолько близки, что начинают процесс слияния. Эти две галактики на самом деле запутаны своим взаимным гравитационным полем и в конечном итоге сольются в одну эллиптическую галактику примерно через 500 миллионов лет. На снимке, полученном группой NOIRLab по коммуникации, образованию и взаимодействию в рамках программы NOIRLab Legacy Imaging Program, также видны светящиеся остатки сверхновой звезды, обнаруженной в 2020 году.

Примерно в 60 миллионах световых лет от Земли, в направлении созвездия Дева, две величественные галактики готовы пережить одно из самых впечатляющих событий нашей Вселенной — галактическое слияние. Это самый бурный тип взаимодействия между галактиками, последствия которого, благодаря гравитационному взаимодействию между взаимодействующими образованиями, а также динамическому трению между космическим газом и пылью, огромны и масштабны.

NGC 4568 и NGC 4567, наблюдаемые в Gemini North, в настоящее время находятся на курсе столкновения. Их центры по-прежнему находятся на расстоянии 20 000 световых лет друг от друга, и каждая галактика все еще сохраняет свою первоначальную спиральную форму. В следующем видео — краткое изложение последних наблюдений.

Последствия термоядерного синтеза

Когда NGC 4568 и NGC 4567 приблизятся друг к другу на дистанции столкновения, их взаимные гравитационные силы вызовут взрывы интенсивного звездообразования и исказят их прошлые структуры. В течение миллионов лет галактики будут повторять орбиты друг друга во все более узких кольцах, притягивая длинные потоки звезд и газа, пока их отдельные структуры не перемешаются настолько, что из хаоса возникнет единая галактика. К тому времени большая часть космического газа и пыли в этой системе будет поглощена или выброшена.

Такое галактическое слияние также является предвестием того, что произойдет, когда наш Млечный Путь и галактика Андромеды столкнутся примерно через 5 миллиардов лет.

Объединив десятилетия наблюдений и компьютерного моделирования, астрономы теперь имеют неопровержимые доказательства того, что сливающиеся спиральные галактики, такие как NGC 4568 и NGC 4567, превращаются в эллиптические галактики. Эти две галактики, в частности, вероятно, в конечном итоге будут похожи на свою соседку Messier 89, эллиптическую галактику, которая также находится в скоплении Девы. При недостатке газа, полезного для звездообразования, M 89 в основном состоит из старых и маломассивных звезд и древних шаровых скоплений.