АстрофизикаНовости

Исследование скопления Девы позволяет выяснить причину "вымирания галактик"

Исследование VERTICO наблюдало газовые месторождения в 51 галактике в близлежащем кластере Девы. Таким образом, он обнаружил, что экстремальная среда в кластере отключала галактики, лишая их топлива для звездообразования. На этом составном изображении радиоволновые наблюдения ALMA молекулярных газовых дисков галактик увеличены в 20 раз. Они наложены на рентгеновское изображение горячей плазмы в скоплении Девы.

Используя радиоинтерферометр ALMA, исследователи из проекта Virgo Environment Traced in Carbon Monoxide Survey проанализировали 51 галактику в скоплении Девы, особенно негостеприимном месте, где галактики живут в экстремальных условиях. Это позволяет им изучать эволюцию и вымирание галактик, а также то, кто несет ответственность за их гибель.

Одна из многих неразгаданных загадок астрофизики касается того, кто несет ответственность за вымирание галактик. Что происходит в определенный момент их эволюции, чтобы они перестали образовывать звезды? Что останавливает их производство в иногда довольно короткий период времени? В недавнем исследовании, проведенном с помощью радиоинтерферометра ALMA (Atacama Large Millimiter/Submillimiter Array), подробно проанализирована выборка галактик в большом скоплении галактик Девы, расположенном в 65 миллионах световых лет от Земли. Благодаря ALMA исследователи смогли провести крупнейшее исследование с высоким разрешением вещества, которое позволяет галактикам формировать новые звезды.

Это было сделано в рамках проекта VERTICO, Virgo Environment Traced in Carbon Monoxide Survey, целью которого является понимание эволюции скорости звездообразования в галактиках. "Мы знаем, что галактики гибнут под воздействием окружающей среды, и мы хотим знать, почему", — сказал Тоби Браун из Национального исследовательского совета Канады, ведущий автор исследования. "Что VERTICO раскрывает лучше, чем когда-либо, так это то, какие физические процессы влияют на молекулярный газ и как они определяют жизнь и смерть галактики".

Экстремальные условия в скоплении галактик

Мы знаем, что галактики - это огромные скопления звезд. На рождение, эволюцию во времени и смерть галактики влияет их положение во Вселенной, их окружение и взаимодействие с ним. В частности, скопление галактик характеризуется одной из самых "экстремальных" сред во Вселенной. Это связано с тем, что присутствие нескольких галактик очень близко друг к другу создает внутренние механизмы взаимной неустойчивости, которые нельзя недооценивать при рассмотрении их эволюции. Именно поэтому такие скопления представляют особый интерес для исследователей.

Спиральная галактика NGC 4254 входит в число тысяч галактик, которые живут и умирают в результате экстремальных физических процессов в скоплении Девы. Галактика видна здесь в радиодиапазоне от ALMA с молекулярным газом в красном/оранжевом цвете и в оптическом диапазоне от космического телескопа Хаббл со звездами в белом/синем цвете.

Скопление Девы: "кладбище" галактик

Ближайшим скоплением галактик к Местной группе, частью которой является наш Млечный Путь, является скопление Девы. Размер и близость галактик делают ее интересным объектом для наблюдений, касающихся эволюции и взаимодействия между галактиками. "Скопление Девы - это самая экстремальная область локальной Вселенной, заполненная плазмой в миллионы градусов, с экстремальными галактическими скоростями, бурными взаимодействиями между галактиками и окружающей средой. И, как результат, это похоже на "кладбище" галактик", — говорит Браун.

В то же время скопление Девы кажется необычным. "На самом деле, в нем есть относительно большая популяция галактик, которые все еще формируют звезды", — считает Кристин Уилсон, заслуженный профессор Университета Макмастера и соисследователь проекта VERTIC. "Во многих скоплениях галактик во Вселенной преобладают красные галактики с небольшим количеством газа и звездообразования". Это означает, что изучение скопления Девы тем более полезно для понимания того, кто отвечает за гашение, то есть выключение производства звезд в галактиках.

Интересный обзор проекта VERTICO

В рамках проекта VERTICO проводились наблюдения с высоким разрешением за газовыми полями 51 галактики в скоплении Девы. Результаты показали наличие настолько экстремальной и негостеприимной среды, что она может препятствовать формированию звезд в целых галактиках, в процессе, известном как вымирание галактик.

Браун объясняет:

Одним из наиболее впечатляющих и сильных внешних механизмов, способных остановить звездообразование в галактиках, является отрыв газа. Это происходит, когда галактики движутся настолько быстро через горячую плазму в скоплении, что большое количество холодного молекулярного газа вырывается из галактики, как будто газ выметается огромной космической метлой. Высокое качество наблюдений VERTICO позволяет нам лучше увидеть и понять эти механизмы.

Помощь проекту VERTICO оказал приемник ALMA Band 6, разработанный в Центральной лаборатории разработки (CDL) Национальной радиоастрономической обсерватории. Этот приемник обеспечивает высокую чувствительность и высокое разрешение при минимально необходимом времени наблюдения.

Это привело к сбору значительного количества данных, которые могут содержать подсказки, необходимые для решения оставшихся загадок о влиянии окружающей среды на галактики и, следовательно, о том, как они умирают. Существует множество вопросов о внегалактической среде и последствиях воздействия населяющей ее горячей плазмы, но VERTICO, кажется, имеет все шансы ответить на них в ближайшее время.

С полным текстом исследования, первого в рамках проекта VERTICO, можно ознакомиться здесь.