АрхеологияНовостиПалеонтология

На Мадагаскаре обнаружено странное млекопитающего мелового периода

Анализ почти полного скелета, обнаруженного на Мадагаскаре, показывает нам животное, не похожее ни на какое другое млекопитающее, живое или вымершее.

Палеонтологи недавно проанализировали почти полный и хорошо сохранившийся скелет нового млекопитающего, развивающегося на острове Мадагаскар в конце мелового периода, 66 миллионов лет назад. Это животное размером с опоссум, которое часто посещало динозавров своего времени, только что назвали на малагасийском языке Adalatherium hui, что можно было бы перевести как «безумный зверь».

И не зря, если снаружи он, вероятно, выглядел как барсук, анализ его скелета тем не менее выявил некоторые удивительные моменты. Подробности этого исследования были опубликованы в журнале Nature.

Животное с очень странным телосложением

Исследователи из Денверского музея природы и науки и Университета Стоуни Брук (США), которые проводили анализ, обнаружили необычные особенности в области носовой полости.

В частности, Adalatherium имел череп, заполненный отверстиями (foramen), больше, чем любое известное млекопитающее, вероятно, допускающее проходы многих нервов и кровеносных сосудов, ведущих к очень чувствительной морде (покрытой усами). На его вершине тоже имелась очень большая дыра. Особенность, которая никогда не наблюдалась у млекопитающих, как живых, так и вымерших, уверяют исследователи.

Клыки Adalatherium также имели другую форму, чем у любого другого млекопитающего, и его позвоночник имел больше позвонков, чем его современники. Его положение было столь же странным. Если его передние конечности напоминают конечности других млекопитающих, то задние, напротив, выглядят раздвинутыми и слегка изогнутыми, как у аллигаторов.

Реалистичная реконструкция Adalatherium hui. Предоставлено: Денверский музей естествознания / Андрей Атучин

Островная эволюция

Adalatherium, который был относительно большим по сравнению с другими млекопитающими, эволюционировавшими рядом с динозаврами, принадлежал к вымершей группе, называемой гондванатерийцами.

Останки этих животных, впервые обнаруженные в Аргентине в 1980-х годах, с тех пор были найдены в Африке, Индии, на Антарктическом полуострове и на Мадагаскаре, но они были лишь частичными. Таким образом, анализ почти полного скелета Adalatherium позволит исследователям узнать больше об этих древних млекопитающих, которые все еще в значительной степени неизвестны.

Что же касается странных особенностей животного, то исследователи относят их к островной эволюции. Территория Мадагаскара стала изолированной, когда около 88 миллионов лет назад индийский субконтинент откололся, дрейфуя на север. Таким образом, родословная, которая в конечном итоге привела к этим животным, смогла развиваться независимо от других млекопитающих, присутствующих на континентах, на протяжении более 20 миллионов лет. "Достаточно, чтобы развить эти многие необычные характеристики", заключили исследователи.