Палеонтология

Мозазавр: новый крупный хищник, обнаруженный в Марокко

Незадолго до того, как астероид изменил ход истории, мелководье современного Марокко кишело хищниками, список которых только что увеличился. Команда палеонтологов объявила об открытии нового мозазавра, который разработал стратегию охоты, похожую на стратегию современных морских змей.

Мозазавры (Mosasauridae) - это семейство рептилий, населявших океаны Земли в меловой период. Их разнообразие достигло пика в маастрихтскую эру, 72–66 миллионов лет назад. В зависимости от вида, длина этих хищников составляла от 3,5 до 18 метров. Недавно обнаруженный марокканский вид (благодаря анализу двух почти полных черепов) находится примерно посередине между этими оценками, с длиной тела до восьми метров.

Названый Pluridens serpentis, этот мозазавр имел длинные, тонкие челюсти с множеством мелких крючковатых зубов, которые позволяли ему ловить мелкую добычу, такую как рыба и кальмары. По сравнению с родственными видами мозазавров, у него также были меньшие глаза, что говорит о плохом зрении.

Напротив, на морде были видны десятки нервных отверстий, что говорит о том, что он был достаточно чувствителен, чтобы охотиться, улавливая крошечные изменения давления воды в условиях низкой освещенности.

"Обычно, когда у животных появляются маленькие глаза, это связано с тем, что они больше полагаются на другие органы чувств", — отмечает доктор Ник Лонгрич из Центра эволюции Милнера при Университете Бата.

Можно провести параллель с современными морскими змеями, которые под водой размахивают вильчатыми языками, чтобы обнаружить химические сигналы для отслеживания своей добычи. "Если он не пользовался глазами, то, вполне вероятно, что для охоты он использовал язык, как у змей", — подтверждает доктор Лонгрич.

Хорошо сохранившийся череп Pluridens serpentis.

Исключительная экосистема

Хотя сегодня в большинстве наземных экосистем обитает всего один или два крупных хищника, палеонтологические данные свидетельствуют о том, что так было и раньше. В этом смысле маастрихтские моря являются аномалией. В то время у берегов нынешнего Марокко на мелководье действительно обитал целый ряд хищных видов, некоторые из которых были ужасающе большими.

P. serpentis представляет, например, тринадцатый вид мозазавров из Маастрихтского Марокко. Не все они развивались одновременно, но цифры по-прежнему впечатляют. Действительно, эти воды также были домом для плезиозавров, крупных акул и других крокодилов, над которыми парило множество птерозавров.

"Разнообразие этих окаменелостей просто поражает. Мозазавры отнюдь не уменьшились, а, похоже, достигли своего пика незадолго до вымирания", — заключает доктор Лонгрич. Действительно, ничто не может подготовить вас к встрече с астероидом.

Подробности этой работы можно найти в журнале Cretaceous Research.