КосмонавтикаНовостиТехнологии

Миссия этой компании: превращение лунной пыли в кислород

Европейское космическое агентство (ЕКА) только что заключило контракт с британской компанией Metalysis с целью разработки технологии, способной извлекать кислород непосредственно из лунной пыли (реголит).

Как вы, вероятно, знаете, Соединенные Штаты планируют вернуть астронавтов на Луну уже в 2024 году в рамках своей программы Artemis. Однако, в отличие от программы Apollo, НАСА намеревается на этот раз навсегда поселится на нашем спутнике в сотрудничестве с другими эксплуатационными агентствами, такими как ЕКА. С учетом этого на лунной орбите будет построена мини-станция, с которой космонавты смогут выходить на поверхность.

Через несколько лет речь пойдет и о создании там постоянной базы. Первоначально разные агентства смогут доставлять с Земли все, что им нужно. Однако в долгосрочной перспективе транспортные расходы будут слишком высокими. Также исследователям придется черпать максимум необходимых ресурсов прямо на месте.

В частности, поиск воды лежит в основе этого проекта поселения людей на Луне. Учитывая это, NASA только что заключило контракт с компанией "Intuitive Machines" на проектирование и изготовление ледогенератора для работы на Южном полюсе Луны. Однако вода не будет единственным необходимым "товаром".

Художественная концепция будущего шлюза на орбите Луны. Предоставлено: НАСА.

Добыча воды и металлов

Совсем недавно Европейское космическое агентство (ESA) подписало контракт с британской компанией Metalysis. Его цель будет заключаться в преобразовании лунных пород для извлечения кислорода и металла. Из анализа горных пород, доставленных на Землю в рамках миссий «Аполлон», мы знаем, что кислород составляет около 45% веса материала, остальная часть в основном состоит из железа, алюминия и кремния.

В случае успеха кислород можно было бы объединить с другими газами для получения воздуха, пригодного для дыхания, или использовать для разработки ракетного топлива. Тогда Луна представит себя своего рода "станцией обслуживания", благоприятствующей путешествиям в глубокий космос. Со своей стороны, металлические сплавы могут быть использованы для изготовления строительных "кирпичей", необходимых для создания постоянной лунной "деревни".

В работе, опубликованной в этом году, исследователи из Metalysis и Университета Глазго доказали, что они могут извлекать 96% кислорода из имитируемого лунного грунта, оставляя за собой полезные порошки металлических сплавов.

В частности, контракт ЕКА будет финансировать Metalysis в течение девяти месяцев с целью совершенствования этого электрохимического процесса. Затем компания попытается увеличить выход и чистоту кислорода и металлов, добываемых из породы, а также уменьшить количество потребляемой энергии. Если технология окажется перспективной, следующим шагом будет демонстрация извлечения кислорода непосредственно на Луне.

Отметим, что ЕКА также сотрудничает с НАСА в разработке капсулы Orion, которая отвечает за транспортировку астронавтов на Луну. Совсем недавно американское агентство также заключило новый контракт с европейцами на строительство основного жилого модуля мини-станции на лунной орбите. Кроме того, речь идет о строительстве заправочного модуля.