АстрономияНовости

Комета C/2023 P1 Nishimura уже на подходе. Сможем ли мы увидеть ее невооруженным глазом?

В последние недели к Солнцу приближается новая комета C/2023 P1 Nishimura. Обнаруженная Хидео Нишимурой в ночь на 11 августа 2023 г. во время сеанса астрофотографии в Какегаве (Япония), в настоящее время она находится в созвездии Близнецов и уже видна в бинокль как небольшое зеленое пятно перед восходом Солнца.

Комета, первоначально получившая в Центре малых планет МАС название HN00003, теперь получила официальный позывной. Префикс C/ означает, что комета непериодическая, или "долгопериодическая". 2023 - год открытия кометы, буква P - месяц и часть месяца открытия, цифра 1 - порядок объявления об открытии, Nishimura - имя первооткрывателя.

13 сентября произойдет самое близкое сближение с Землей на расстоянии 0,85 АЕ (астрономических единиц) или 127 млн. км. Перигелий же, или максимальное сближение с Солнцем, будет достигнут 18 сентября на расстоянии 0,22 АЕ или 33 млн. км от Солнца, в пределах орбиты Меркурия. После этого комета начнет свой долгий путь за пределы Солнечной системы.

Орбита и яркость C/2023 P1 Nishimura

Сразу же после открытия JPL провела серию из 63 наблюдений в течение 4 дней, чтобы как можно точнее оценить орбиту кометы. Это очень крутая орбита, наклоненная на 129° к эклиптике (плоскости орбиты Земли вокруг Солнца).

Кроме того, эксцентриситет орбиты C/2023 P1 Nishimura немного больше 1. Это означает, что, скорее всего, она впервые попала во внутреннюю часть Солнечной системы, будучи выброшенной из облака Оорта - "дома комет", о котором до сих пор существовали только гипотезы.

Орбитальный путь кометы Nishimura.

Поскольку она впервые приближается к Солнцу, P1 Nishimura может оказаться особенно активной. Согласно расчетам, в конце августа за час до восхода Солнца комета будет находиться в 20° над горизонтом на востоке. Практически, она подойдет к Солнцу по почти перпендикулярной траектории с нашей земной точки зрения. Это идеальная геометрия для наблюдений и попыток сфотографировать ее пылевой хвост.

В начале сентября комета начнет "погружаться" за горизонт на восток, что сделает ее наблюдение все более трудным, несмотря на то, что именно в это время ожидается ее наибольшая яркость. Ожидается, что комета поднимется всего на 5° над горизонтом на западе, примерно через 30 минут после захода Солнца, около 16 сентября.

Кривая блеска кометы C/2023 P1 Nishimura.

Как ее наблюдать?

Для наблюдения кометы C/2023 P1 Nishimura лучше всего использовать бинокль или маломощный телескоп и постараться наблюдать ее до рассвета уже на этой неделе. База данных наблюдателей комет (COBS) является очень полезным источником информации о положении кометы на небе во время транзита. Сайт Heavens Above, с другой стороны, генерирует карты поиска комет с широким или узким полем зрения.

Хотя пределом видимости невооруженным глазом обычно считается величина +6, кометы являются широко распространенными объектами. Такие кометы, как F3 Neowise 2020 года, становятся отличимыми от других объектов на переднем плане только при яркости около +3 величины.

При ближайшем сближении с Землей в середине сентября комета достигнет величины +3 или +2, так что, возможно, будет видна невооруженным глазом. К сожалению, в это время она будет все ближе и ближе подходить к Солнцу, и поэтому ее будет очень трудно обнаружить.