Палеонтология

Какой вид животных существовал дольше всех?

Наша планета кишит жизнью уже более трех миллиардов лет. За этот невероятно долгий период времени появились, развивались и затем вымерли миллиарды видов. Те, кто существует сегодня, не составляют и 1% от всех видов, которые жили на Земле. Но в этом постоянно меняющемся мире какой вид сохранился дольше всех?

В ноябре 2010 года Книга рекордов Гиннесса назвала Triops cancriformis самым старым живым существом. Анализ их окаменелостей показывает, что эти панцирные креветкоподобные ракообразные существовали с триасового периода (251,9 - 201,3 млн. лет назад).

Однако, хотя они по-прежнему выглядят одинаково, анализ ДНК показал, что эти существа на самом деле никогда не прекращали эволюционировать под своей броней, создавая различия между видами, которые не всегда заметны.

Например, мы знаем, что вид T. cancriformis, который произошел от похожих предков триасового периода, эволюционировал не более 25 миллионов лет назад, согласно исследованию, опубликованному в журнале PeerJ. Другая работа, на этот раз опубликованная в журнале PLOS One, даже относит появление этого вида всего лишь к 2,6 миллиона лет назад.

Есть ли еще претенденты на звание самого долгоживущего вида на Земле? Можно упомянуть два.

Самые ранние животные представляют собой группу глубоководных рыб под названием целаканты. Исследователи обнаружили некоторые из их окаменелостей еще в 1800-х годах. Первоначально считалось, что эти рыбы исчезли вместе с динозаврами 66 миллионов лет назад. В 1930-х годах вновь собранные образцы позволили предположить, что эти животные появились более 400 миллионов лет назад.

Однако, опять же, виды кишечнополостных, обитающие сегодня в наших океанах, не похожи на ископаемые виды, которые действительно вымерли. Исследование, опубликованное в журнале Marine Biology двенадцать лет назад, позволило предположить, что живые виды появились за последние двадцать-тридцать миллионов лет.

То же самое можно сказать и об отряде мечехвостов, который также претендует на это звание. Исследование, опубликованное десять лет назад в журнале Molecular Phylogenetics and Evolution, наконец-то показало, что самая древняя из ныне живущих групп азиатских мечехвостов (под названием Tachypleus) появилась не более двадцати пяти миллионов лет назад.

Поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет, но можно с уверенностью сказать, что самый древний из ныне живущих видов на Земле относится к этим трем группам животных.