Палеонтология

Исследование приоткрывает завесу над этой странной рептилией триасового периода

Новые исследования теперь подтверждают, что Танистрофеи, древняя рептилия с очень длинной шеей, жила в воде, а не на суше. Кроме того, теперь мы знаем, что существовало не один, а два разных вида.

Танистрофея, жившая 242 миллиона лет назад в среднем триасе, давно озадачила палеонтологов. Впервые описанные в 1852 году, его длинные полые кости впервые привели ученых к мысли, что это фаланги, поддерживающие крыло рептилии, похожей на птерозавра, например, птеродактиля.

Позже они, наконец, обнаружили, что это были кости шеи, которые в прошлом были бы очень вытянутыми. На основании этих анализов они тогда представили себе шестиметровую рептилию, шея которой была примерно в половину этого размера.

В то время как физический облик животного начинал складываться, исследователи уже давно задавались вопросом, живет ли оно на суше или в воде.

Другой вопрос: в том же регионе, где было обнаружено множество крупных окаменелостей Танистрофеи, в современной Швейцарии, также были обнаружены окаменелости животных похожего внешнего вида, но меньшего размера (около 1,2 метра в длину). Были ли они молодыми особями одного вида? Или они представляли отдельный вид?

Новые методы анализа, наконец, положили конец дебатам. Подробности исследования представлены в журнале Current Biology.

Сравнение размеров этих древних рептилий с размерами среднего человека.

Водная рептилия

Различные черепа больших окаменелостей Танистрофеи были раздавлены. Тем не менее Оливье Риппель и его команда из Полевого музея в Чикаго смогли сделать компьютерную томографию этих останков и сгенерировать трехмерные изображения, чтобы использовать их в своих целях.

"Мощность компьютерной томографии позволяет нам увидеть детали, которые иначе невозможно было бы увидеть в окаменелостях", - пояснили исследователи. "Из сильно раздробленного черепа нам удалось восстановить почти полный трехмерный череп, выявив важные морфологические детали".

На этих 3D-моделях исследователи смогли определить, что ноздри этих животных были размещены над мордой - как у крокодила. По мнению исследователей, только эта особенность позволяет предположить, что Танистрофеи хорошо жил в воде. Возможно, он отправлялся на сушу откладывать яйца, но, как правило, оставался в океане.

В конце концов, Оливье Риппель не удивился. "По его словам, эта шея не имеет смысла в земной среде. Передвигаться было бы неудобно".

Цифровая реконструкция черепа Танистрофеи.

Два разных вида, без конкуренции

Чтобы выяснить, были ли маленькие экземпляры молодыми особями или отдельным видом, исследователи изучили поперечные сечения их костей. Затем они выделили множество годичных колец. Другими словами, эти животные были зрелыми. Таким образом, они представляли отдельный вид.

Исследователи назвали более крупный вид Tanystropheus hydroides в честь длинношеих гидр из греческой мифологии. С другой стороны, самые маленькие рептилии носят оригинальное название, а именно Tanystropheus longobardicus.

"В течение многих лет мы подозревали существование двух видов Tanystropheus, но пока мы не смогли отсканировать более крупные экземпляры, у нас не было окончательных доказательств, - говорит Ник Фрейзер из Национального музея Шотландии и соавтор статьи. Теперь дело сделано".

И наконец, похоже, что эти два вида, которые разделяли одну и ту же среду, не конкурировали напрямую за добычу. Конусообразные зубы более крупных предполагают, что они нападали на рыб или кальмаров. Более мелкие, с зубами в форме короны, скорее всего, питались мелкими ракушечными животными, вроде креветок.