Палеонтология

Исключительное открытие самой старой из известных современных птиц

Палеонтологи сообщают, что они обнаружили ископаемые останки "современной" птицы, которая развивалась во времена динозавров, чуть более 66 миллионов лет назад.

Несколько месяцев назад во время раскопок в известняковом карьере недалеко от бельгийско-голландской границы палеонтологи из Кембриджского университета (Англия) наткнулись на небольшие окаменелые кости, расположенные на скале. Заинтригованные, они затем использовали сканер с высоким разрешением, чтобы попытаться наблюдать за тем, что находится под поверхностью скалы. Затем они установили наличие черепа птицы.

Самая старая современная птица в мире

И не просто какая-нибудь птица. Согласно последующим анализам, это маленькое существо действительно развивалось в самом конце мелового периода, 66,7 миллионов лет назад. Это меньше, чем за миллион лет до столкновения с астероидом, который ускорил гибель не птичьих динозавров!

Поскольку останки древних современных птиц очень редки в окаменелостях, это исключительное новое открытие, несомненно, поможет исследователям понять, почему они пережили массовое вымирание.

"Момент, когда я впервые понял, что скрыто под скалой, был самым волнующим моментом в моей научной карьере", - сказал Дэниел Филд из Кембриджского отделения наук о Земле. Нам чуть не пришлось ущипнуть себя, когда мы увидели это. Эта птица жила в такое важное время в истории Земли.

"Открытие черепа также ошеломило меня, добавляет Хуан Бенито, который сканировал окаменелости. Без этих современных инструментов мы бы никогда не узнали, что у нас самый старый современный череп птицы в мире. Компьютерная томография полностью изменила наш способ изучения палеонтологии в 21 веке".

Общий предок с курами и утками

Исследователи также обнаружили, что череп сочетает в себе многие характеристики, характерные для Galloanserae, супер-отрядом птиц, который в настоящее время включает в себя кур и уток (в том числе).

Таким образом, это ископаемое дает нам первый прямой обзор того, какими были современные птицы на начальных этапах их эволюционной истории. "Теперь мы знаем, что, по крайней мере, некоторые современные птицы вначале были совсем маленькими, жившими на земле и на берегу моря", - говорит Дэниел Филд.

Наконец исследователи решили окрестить эту птицу Asteriornis maastrichtensis, имея в виду Астерию, дочь титана Цеоса, считавшуюся олицетворением звездной ночи.

"Мы подумали, что это подходящее название для существа, жившего незадолго до удара астероида, озвучивавшего конец мелового периода, - объясняет Даниэль Ксепка из Музея Брюса в Гринвиче (Коннектикут) и соавтор исследования. В греческой мифологии Астерия превращается в перепела, и мы считаем, что Asteriornis был близок к общему предку, который сегодня включает перепелов, точно так же как куры и утки".