Палеонтология

Ихтиозавр: обнаружен один из первых гигантов Земли

Двухметровый череп недавно обнаруженного вида гигантских ихтиозавров, самого древнего из известных, проливает новый свет на быстрый рост этих древних морских рептилий, которые развивались параллельно с динозаврами.

Пока динозавры властвовали на суше, рептилии правили морем. Среди них были и ихтиозавры. Эти животные во многом напоминали современных дельфинов и, как и они, должны были дышать атмосферным воздухом на поверхности воды, прежде чем нырнуть вниз. Этот отряд позвоночных включает в себя множество видов. Некоторые из них были едва ли больше человека, а длина других достигала двадцати метров. Несколько лет назад палеонтологи обнаружили одного из таких мастодонтов и опубликовали свою работу в журнале Science.

Один из первых гигантов Земли

В горной породе под названием Fossil Hill Member, найденной в горах Августа в Неваде, палеонтологи обнаружили череп животного, а также часть его позвоночника и плеча. Согласно проведенным анализам, эта древняя рептилия эволюционировала в среднем триасовом периоде, около 246 миллионов лет назад, всего примерно через три миллиона лет после того, как первые ихтиозавры переселились в воду.

Размером с современного кашалота и длиной более семнадцати метров, этот ихтиозавр, названный Cymbospondylus youngorum, стал самым крупным животным, обнаруженным в то время на суше и в море. Палеонтологи идут еще дальше: насколько им известно, это было первое "гигантское существо", эволюционировавшее на Земле.

Его удлиненная морда и конические зубы позволяют предположить, что этот ихтиозавр питался кальмарами и рыбой. Однако его большой размер указывает на то, что он также мог охотиться на более мелких морских рептилий.

Череп двухметрового ихтиозавра Cymbospondylus youngorum, в настоящее время выставленный в Музее естественной истории округа Лос-Анджелес.
Реконструкция жизни ихтиозавра C. youngorum 246 миллионов лет назад.

Быстрый рост

В рамках этой работы исследователи также провели моделирование, чтобы проанализировать эволюционные траектории китов и ихтиозавров, которые имеют схожие планы тела. Оба вида также появились после массовых вымираний. В конце этих анализов они обнаружили, что хотя китообразные и ихтиозавры действительно имеют очень большие размеры тела, их соответствующие эволюционные траектории к гигантизму были разными.

Ихтиозавры пережили первоначальный "бум", превратившись в гигантов на ранних этапах своей эволюционной истории, в то время как китам потребовалось больше времени. По мнению авторов работы, первоначальный выход ихтиозавров на гигантизм, вероятно, был связан с бумом аммонитов и других конодонтов, которые заполнили экологическую пустоту после массового вымирания в конце пермского периода.