Природа

Глобальное потепление быстрее эволюции

Эксперимент по искусственной эволюции, проведенный на нескольких поколениях рыбок данио, предполагает, что даже морские виды, обладающие быстрым воспроизводством, не смогут адаптироваться к текущему глобальному потеплению. Детали исследования опубликованы в PNAS.

В течение нескольких десятилетий мир был ареной серьезных экологических изменений, вызванных глобальным потеплением. Мы знаем, что подавляющее большинство организмов обладают невероятной способностью к адаптации, но смогут ли они идти в ногу со временем?

Несколько месяцев назад группа исследователей предположила, что даже птицам, способным быстро адаптироваться к изменениям в окружающей среде, становится все труднее адаптироваться к нынешнему глобальному потеплению, вызванному деятельностью человека. В новой работе исследователи сосредоточили внимание на рыбках данио (Danio rerio). И снова новости не очень хорошие.

"Вопрос эволюционного спасения от последствий изменения климата чрезвычайно важен, но на него очень трудно ответить. Мы поняли, что эксперимент по искусственному отбору станет хорошим началом для попыток получить эти ответы", - говорит Фредрик Ютфельт из Норвежского университета науки и технологий (NTNU).

В этом эксперименте участвовало более 20 000 особей, выращенных в течение шести поколений (около трех лет) во все более теплой воде. Таким образом, эта утомительная работа заключалась в наблюдении за тысячами особей в течение нескольких месяцев и измерении их термостойкости.

Согласно результатам, эта искусственная эволюция увеличила термостойкость рыбок данио всего на 0,04 °C на поколение. "Мы действительно смогли наблюдать эволюцию термостойкости этого вида, что само по себе удивительно", - отмечает исследователь. "К сожалению, скорость изменений, которые мы измерили, ниже, чем это было бы необходимо для успешной адаптации к изменению климата".

Хотя данио - пресноводные рыбы, Фредрик Ютфельт отмечает, что морские рыбы со схожими репродуктивными циклами могут реагировать таким же образом. Он также напоминает, что у рыбок данио очень высокая скорость воспроизводства. Кроме того, у многих других видов, эволюционирующих с длинными репродуктивными циклами, эта адаптивная способность может быть еще более снижена.

Напоминаем, что если парниковый эффект действительно увеличивает количество энергии, которая нагревает нашу планету, значительная часть этой энергии не нагревает напрямую воздух: она поглощается океанами. В результате в 2019 г. океаны были на 0,77 °С теплее, чем в среднем за 20-й век. И это потепление ускорилось. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Advances in Atmospheric Sciences, темпы потепления океанов действительно возросли на 450% за последние три десятилетия по сравнению с предыдущими тремя десятилетиями.

В ответ морские виды были вынуждены изменить свои привычки. Ученые всегда знали, что они не могут поспевать за ускорением температуры океана, но это новое исследование теперь позволяет по-настоящему количественно оценить эту задержку.