БиологияКосмонавтика

Этот гриб, обнаруженный в Чернобыле, может помочь колонизировать Марс!

Грибок, обнаруженный в реакторе № 4 в Чернобыле, может стать предметом революции с точки зрения покорения космоса. Речь идет об использовании последних для создания щитов от космического излучения. Это нововведение может быть использовано для Международной космической станции (МКС), но, прежде всего, в контексте колонизации Марса.

Радиотрофный гриб

Технически, поездка на Марс возможна и займет около 9 месяцев. Однако многие детали и вопросы остаются без ответа. Среди этих вопросов - влияние космических лучей на организм. Главная проблема - это, конечно, повреждение мозга. Все больше и больше исследований проводится по этой теме, и НАСА недавно разработало симулятор космических лучей.

17 июля 2020 года трио американских биологов опубликовало исследование на платформе bioRxiv. По их словам, на нашей планете можно будет эксплуатировать известный радиотрофный гриб: Cladosporium sphaerospermum. Под «радиотрофом» мы должны понимать, что последний способен «питаться» радиацией!

Дело в том, что этот гриб был обнаружен в 4-м реакторе Чернобыльской АЭС после катастрофы 1986 г. Исследователи отправили туда роботов, чтобы взять образцы того, что оказалось черноватой плесенью.

Будут ли будущие марсианские жилища содержать слой этого гриба для защиты людей от космической радиации?
Предоставлено: AI SpaceFactory.

Уменьшение космической радиации

Дело в том, что этот гриб способен использовать гамма-лучи для получения метаболической энергии с помощью меланина, очень известного биологического пигмента. То есть, гриб преобразует излучение в энергию для жизни, процесс, который можно сравнить с фотосинтезом в случае растений.

В 2018 году руководители недавнего исследования отправили гриб на борт Международной космической станции (МКС). Хотя это был слой толщиной всего 1,7 мм, результаты очень обнадеживают. Излучение, измеряемое в окружающей среде МКС каждые 110 секунд - с помощью счетчика Гейгера - было уменьшено в среднем на 2%.

Согласно их расчетам, биологи считают, что слой грибов в 21 см может «снизить эквивалент годовой дозы радиационной среды на поверхности Марса». Кроме того, «потребуется всего около 9 сантиметров с эквимолярной смесью меланина и марсианского реголита».

Не будем слишком оптимистичны

Несмотря на эти результаты, которые были лишь предварительно опубликованы, эксплуатация гриба представляет собой реальную проблему. На Марсе его невозможно выращивать на открытом воздухе из-за низких температур. Так что это должно быть в утепленных стенах здания. Кроме того, его необходимо увлажнять. Будем ли мы использовать воду со льда на столбах?

Наконец, руководители исследования предложили еще одну интересную возможность. По их мнению, речь может идти об эксплуатации меланина и поиске способа интегрировать его в скафандры или другие материалы.