Палеонтология

Этот динозавр мог погибнуть в день падения астероида

Группа палеонтологов описывает находку прекрасно сохранившейся ноги динозавра в Северной Дакоте. По их мнению, животное могло погибнуть в день падения огромного астероида, ускорившего вымирание нептичьих динозавров около 66 миллионов лет назад. Однако не все эксперты в этом убеждены.

Участок Танис в Северной Дакоте (США) является известным местонахождением окаменелостей. BBC провела последние три года, снимая это место в рамках документального фильма, который выйдет в эфир 15 апреля. Для этого проекта съемочная группа наняла британских палеонтологов Роберта ДеПальму и Фила Мэннинга. Последние недавно представили свои выводы в Центре Годдарда НАСА.

Среди этих находок особенно интригует нога динозавра, на которой еще сохранились мягкие кожные ткани.

По словам Пола Барретта из Музея естественной истории в Лондоне, эта нога принадлежит тесцелозавру. Это род небольших травоядных динозавров размером с человека. Интересный момент: он происходит из группы, для которой у нас не было предыдущих записей о внешнем виде его кожи. Здесь анализ его мягких тканей очень убедительно указывает на то, что эти животные были очень чешуйчатыми, как ящерицы. У них не было перьев, как у их плотоядных современников.

Еще один очень интересный момент: основываясь на расположении этой ноги в окаменелостях, команда предполагает, что этот динозавр вполне мог умереть и быть похороненным в тот же день, что и знаменитый удар астероида 66 миллионов лет назад на полуострове Юкатан. Еще два момента могут поддержать эту идею. Судя по результатам осмотра, нога динозавра была бы оторвана очень быстро. Кроме того, на конечности не было обнаружено признаков болезни или укусов, которые могли быть нанесены падальщиками.

Исследователи полагают, что многие останки животных и растений оказались на стоянке Таниса в отвалах, принесенных огромными волнами. Сами они были бы вызваны землетрясениями, возникшими после падения астероида. Для информации: ископаемый участок Таниса находится почти в 5000 километрах от места падения. Более того, помимо ноги динозавра, Танис предложил много других интригующих окаменелостей, таких как черепаха, пронзенная колом.

Размеры Thescelosaurus (справа), Parksosaurus (в центре) и Orodromeus (слева) по сравнению с людьми.

Не все согласны с такой интерпретацией. Особенно это касается Стива Брусатта, палеонтолога из Эдинбургского университета в Шотландии. В интервью BBC он предположил, что вполне возможно, что этот тесцелозавр и другие животные, найденные в этом месте, умерли несколькими днями или годами ранее. На самом деле, их тела могли быть с силой вскрыты во время столкновения с астероидом, а затем перезахоронены обломками, выброшенными в результате этого события.

Следует также отметить, что ископаемый образец еще не был описан в рецензируемом научном журнале. Поэтому будущие мнения других специалистов из разных областей будут решающими в подтверждении или опровержении этой теории.

Напомним, что объект Танис также вызвал подобный скептицизм в 2019 году. В том же году Роберт ДеПальма и его команда сообщили об обнаружении нескольких окаменелых рыб, чьи жабры были пронизаны маленькими стеклянными сферами, называемыми шариками. Вся эта пресноводная рыба была найдена смешанной в отложениях глубиной 1,3 м, окруженных разбросанными остатками стволов деревьев и густым илом. В своем исследовании исследователи определили, что этим стеклянным сферам около 65,8 миллиона лет. С тех пор они выдвинули гипотезу о том, что последний образовался из расплавленной породы, брошенной в небо, опять же в день удара.