НовостиПалеонтология

Этот динозавр был визуально странным и очень впечатляющим

Повторный анализ скелета динозавра, найденного несколько десятилетий назад в формации Крато на северо-востоке Бразилии, выявил удивительные особенности. Согласно этой работе, у животного развивалась длинная грива вдоль спины и четыре жесткие структуры, растущие на уровне плеч.

Убираджара джубатус был тероподовым динозавром размером с курицу. Возникнув 110 миллионов лет назад на суперконтиненте Гондвана, он принадлежал к семейству Compsognathidae. Возможно, вы помните некоторых из его родственников - представителей вида compsognathus - которых видели в фильме "Парк юрского периода: Затерянный мир".

С другой стороны, визуально Ubirajara jubatus немного отличался. У него была не чешуя, как у его голливудских коллег, а длинная и густая грива из перьев, спускавшаяся по его спине и части его конечностей. Исследователи полагают, что животное могло поднимать эту гриву по своему желанию, как некоторые животные, которые взъерошивают свою шерсть, когда чувствуют угрозу.

Тем не менее грива - не самая интересная особенность этого динозавра. Убираджара джубатус имел две пары жестких стержнеобразных конструкций, которые, вероятно, выступали из ее плеч. Они были сделаны из кератина, того же вещества, из которого состоят перья и клювы птиц, или наши собственные волосы. То, как они были расположены, также говорит о том, что их можно поднимать и опускать по мере необходимости.

Такой тип структуры никогда раньше не встречался у нептичьих динозавров. "Это такие экстравагантные характеристики для такого маленького животного", - говорит Роберт Смит, соавтор этой новой работы. "Вопрос в том, почему вы защищаетесь таким образом, чтобы сделать вас более заметными в глазах не только добычи, но и хищников?".

Наиболее вероятный ответ, по мнению палеонтологов, заключается в том, что эти структуры использовались в качестве одежды для привлечения партнеров, чтобы превзойти соперников, отпугивания хищников или сочетание этих намерений, как это имеет место для многих современных видов.

"Правда в том, что для многих животных эволюционный успех заключается не только в выживании, - говорит он, - но и в том, чтобы хорошо представлять себя, если вы хотите передать свои гены следующему поколению". "Современные птицы известны своим сложным оперением - хвост павлина и самец райских птиц являются классическими примерами". Убираджара показывает нам, что эта "склонность хвастаться" - не просто характеристика птиц, а нечто, что птицы унаследовали от своих предков-динозавров.

Обратите внимание, что пол окаменелого экземпляра определить не удалось. С другой стороны, если опираться на различные современные виды, у которых развивается этот тип орнамента (половой диморфизм), исследователи полагают, что это, вероятно, был самец. Его скелет сейчас хранится в Национальном музее естественной истории в Карлсруэ, Германия.

Подробности исследования можно найти в журнале Cretaceous Research.