Палеонтология

Эти небольшие рептилии являются родственниками птерозавров

Проанализировав окаменелости, обнаруженные более века назад на северо-востоке Шотландии, палеонтологи установили связь между маленькими существами, развившимися 237 миллионов лет назад, и знаменитыми птерозаврами - летающими рептилиями, жившими в эпоху динозавров. Подробности исследования опубликованы в журнале Nature.

За десятки миллионов лет до появления первых птиц птерозавры стали пионерами полета, используя крылья, похожие на паруса, и сверхлегкие кости. Однако происхождение этих существ до сих пор остается во многом непонятным, в основном из-за отсутствия окаменелостей. Самые ранние из известных птерозавров имели крылья и были способны летать, что затрудняет составление карты их воздушной эволюции.

В течение десятилетий палеонтологи постулировали, что ранние птерозавры были древесными, испытав свой первый воздушный опыт во время парящего полета. В недавнем исследовании ученые из Бирмингемского университета (Англия) и Вирджинского технологического института, возможно, обнаружили более земное происхождение этих древних существ, повторно изучив окаменелости, обнаруженные более века назад в песчанике на северо-востоке Шотландии.

Известные как Элгинские рептилии, в честь близлежащего шотландского города, окаменелости датируются примерно 237 миллионами лет назад, что относит нас к позднему триасовому периоду. Они представляют вид под названием Склеромохлус. Эти существа были не очень большими, их длина едва достигала двадцати сантиметров.

С момента своего открытия в начале 1900-х годов Склеромохлус озадачил палеонтологов, поскольку многие его кости были утеряны, оставив лишь несколько отпечатков в скале. Долгое время исследователи заливали латекс или воск в эти пустоты для создания слепков. Эта техника работает, но она не позволяет выявить самые сложные особенности.

Для новой работы палеонтологи поместили несколько таких блоков песчаника, содержащих образцы Склеромохлус, под микротомограф. Это позволило им в цифровом формате реконструировать скелет этого вымершего вида в трех измерениях.

Одна половина отпечатка древней рептилии из песчаника.

При ближайшем рассмотрении исследователи выявили несколько особенностей, которые Склеромохлус разделял с Lagerpetids, группой мелких рептилий, эволюционировавших в триасовом периоде. Эти особенности включают необычно большой для своего размера череп и крючковатую головку бедренной кости, которая вертикально вписывается в бедро, а не расходится в стороны, как нога.

Lagerpetids, по-видимому, были маленькими, подвижными, двуногими существами, близкими к динозаврам, но еще ближе к птерозаврам. "На первый взгляд, они совсем не похожи на птерозавров", — говорит доктор Брусатте, ведущий автор исследования. "Однако после тщательного изучения их скелетов сходство с птерозаврами стало очевидным, как невидимые чернила, поднесенные к свету".

3D реконструкция скелета Scleromochlus taylori.

Если Склеромохлус действительно был ранним родственником птерозавров, то это ставит под сомнение гипотезу о том, что птерозавры изначально были приспособлены к планированию. Как отмечает Кевин Падиан, изучавший эволюцию птерозавров на протяжении десятилетий, у склеромохлюса не было достаточно сильных бедер, чтобы перепрыгивать с ветки на ветку. Поэтому он явно не был приспособлен к жизни на деревьях.

Вместо этого Склеромохлус, вероятно, чувствовал себя более комфортно на земле, гоняясь за жуками со свободными предплечьями, потенциально готовя почву для того, что должно произойти. Использование их передних конечностей для других функций действительно могло быть связано с эволюцией новых привычек, включая активный полет в случае птерозавров.