Палеонтология

Эти медузы могут быть самыми древними из когда-либо обнаруженных

Книдарии считаются одной из первых групп животных, развившихся от общего предка по собственному эволюционному пути. Одной из наиболее ярких особенностей этих животных является форма их тела, которая сразу же узнаваема. Однако происхождение этой эволюции остается малоизученным из-за отсутствия данных в ископаемом состоянии, что и вызвало интерес к новому открытию. Группа исследователей объявила о том, что ей удалось обнаружить окаменелости медуз, возраст которых превышает 500 млн. лет, что делает их одними из самых древних из известных науке.

Исключительное открытие

Будучи морскими животными с мягким телом, состоящим примерно на 95% из воды, медузы после смерти подвергаются быстрому разложению. В результате у них мало шансов окаменеть, и поэтому они редко попадают в исторические архивы. Процесс окаменения требует очень специфических условий для сохранения останков живых организмов в отложениях, которые со временем минерализуются.

Однако, несмотря на то, что медузы не часто встречаются в ископаемом виде, есть случаи, когда их сохранение все же возможно. В некоторых геологических формациях, таких как сланцы, сохранились исключительные экземпляры, позволяющие увидеть редкие образы этих морских животных в геологическом прошлом Земли.

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society B, палеонтолог Жан-Бернар Карон и его сотрудники из Королевского музея Онтарио в Торонто описали один из таких тайников с окаменелостями медуз в сланцах Берджесс - богатом ископаемыми месте в Канадских Скалистых горах. У большинства из них, помимо колокола, сохранилось более 90 щупалец. Некоторые из них также сохранили содержимое своего желудка.

Очень древний род

Ученые предполагают, что возраст этих животных составляет 505 млн. лет, что позволяет отнести их непосредственно ко времени кембрийского взрыва. Этот важный период в истории жизни на Земле характеризовался внезапным разнообразием и впечатляющим появлением в Мировом океане самых разнообразных многоклеточных организмов.

За последние двадцать лет палеонтологи обнаружили в штате Юта (США) и в Китае несколько хорошо сохранившихся медузоподобных окаменелостей, по возрасту сходных со сланцами Берджесс. Однако истинная природа этих существ до сих пор является предметом споров среди палеонтологов.

Согласно проведенным анализам, эти окаменелости также представляют собой новый вид, получивший название Burgessomedusa phasmiformis. Предполагается, что этот вид относится к разнообразной группе Medusozoa, появившихся не менее 600 млн. лет назад. Эти организмы до сих пор встречаются в тех же морях, которые мы знаем и сегодня.