КосмонавтикаНовости

ЕКА подписывает соглашение о снятии с орбиты первого космического мусора

Европейское космическое агентство (ESA) объявило о подписании соглашения на сумму 86 миллионов евро со швейцарским стартапом ClearSpace. Цель состоит в том, чтобы снять с орбиты космический мусор, чтобы его можно было сжечь в атмосфере.

Проблема космического мусора

Представьте, как было бы опасно плавать в открытом море, если бы все корабли, когда-либо потерянные в истории, все еще дрейфовали по воде. Такова ситуация сегодня на околоземной орбите. По оценкам ЕКА, над нашей головой находится более 34 000 единиц искусственного космического мусора размером более десяти сантиметров. Эти объекты, которые движутся в космосе со скоростью несколько тысяч километров в час, представляют реальную угрозу для действующих спутников и других обитателей МКС. Только в прошлом году Международной космической станции пришлось трижды использовать свои двигатели, чтобы уклониться от куска мусора.

Европейское космическое агентство (ЕКА) очень серьезно относится к этим проблемам отходов. Учитывая это, в прошлом году она обратилась к нескольким компаниям с просьбой предложить решение по утилизации этого мусора. Из более чем дюжины кандидатов агентство определилось с компанией ClearSpace, основанной членами Федеральной политехнической школы Лозанны, и, наконец, присудило ей контракт на сумму 86 миллионов евро.

В период до 2025 года швейцарский пусковой комплекс запустит свою первую активную миссию по удалению мусора под названием ClearSpace-1, цель которой - захват и извлечение полезной нагрузки весом около 112 кг, остающейся на низкой околоземной орбите после второго запуска европейской ракеты Vega в 2013 году. Идея будет заключаться в том, чтобы схватить этот мусор роботизированными руками и затем вернуть его в атмосферу, где он будет сожжен.

"Сейчас подходящее время для такой миссии. Как никогда остро стоит вопрос о космическом мусоре. Сегодня у нас в космосе около 2000 активных спутников и более 3000, которые потерпели неудачу", - сказал Люк Пиге, основатель и генеральный директор ClearSpace.

Конечно, 86 миллионов евро кажутся огромной суммой денег, которую можно потратить на устранение одной вещи, но ESA рассматривает это как инвестиции. Технология, необходимая для миссии ClearSpace-1, в случае ее успешного завершения, будет использована в будущих аналогичных миссиях. В конечном счете, европейское агентство надеется запустить "новый коммерческий сектор в космосе".

Иллюстрация миссии ClearSpace-1. Источники: ClearSpace,

Обратите внимание, что к проблеме космического мусора серьезно относятся и другие участники. Мы знаем, в частности, что Китай планирует использовать лазеры, в то время как SpaceX предлагает полагаться на свой космический корабль Starship для вывода с орбит некоторых мертвых ракетных тел между двумя полетами на Луну или на Марс.