Палеонтология

Древнейший в мире мозг позвоночных раскрывает свои секреты

Группа специалистов объявила о том, что им удалось обнаружить самый древний в мире мозг позвоночного в 319-миллионной окаменелости, найденной почти столетие назад. Его открытие может помочь заполнить некоторые пробелы в эволюционной истории рыб. Подробности исследования опубликованы в журнале Nature.

Несколько недель назад новый анализ 500-миллионнолетнего окаменелого червя, найденного в Китае почти 40 лет назад, выявил самый древний образец мозга из когда-либо обнаруженных. Его удивительная форма дала ключ к разгадке общей эволюции членистоногих. На этот раз группа специалистов описывает самый древний сохранившийся мозг позвоночного в окаменелой рыбе возрастом 319 миллионов лет.

Находка необычна тем, что мягкие ткани, как правило, никогда не окаменевают, поскольку становятся жертвами падальщиков или разложения.

Этот мозг принадлежит рыбе, известной как Coccocephalus wildi, раннему предку лучеперых рыб, которые являются самой большой группой современных позвоночных. Предыдущим рекордсменом была акула возрастом 300 миллионов лет. Ее окаменелость была извлечена из угольной шахты в начале прошлого века.

Исследователи из отделения наук о Земле и окружающей среде Мичиганского университета заметили ценный сезам при повторном исследовании окаменелости с помощью компьютерной томографии. Первоначально команда обнаружила в черепе лишь яркое пятно, подозрительно похожее на мозг: оно было симметрично посередине, имело полые пространства, напоминающие желудочки, и нити, похожие на черепные нервы. Дальнейшее обследование подтвердило церебральный характер структуры.

По мнению команды, исключительная сохранность этих мягких тканей, вероятно, произошла из-за быстрого погребения рыбы под осадочными породами после ее смерти.

Окаменелый череп содержит самый старый сохранившийся мозг известного позвоночного.

Это открытие также может заполнить некоторые пробелы в эволюционной истории рыб. По мнению исследователей, мозг C. wildi похож на мозг осетровых и веслоносовые, предки которых отделились от других лучеперых рыб более 300 миллионов лет назад.

"В отличие от всех ныне живущих лучепёрых рыб, мозг Coccocephalus загибается внутрь", — отмечают авторы. "Таким образом, это ископаемое запечатлело время, предшествующее появлению этой особенности мозга у лучеперых рыб. Это дает нам определенные ограничения в отношении того, когда развилась эта черта".