Палеонтология

ДНК мамонтов возрастом более миллиона лет

ДНК возрастом 1,2 миллиона лет была недавно восстановлена ​​и частично секвенирована с коренных зубов двух мамонтов. Этот подвиг не только раздвигает границы того, на что способны научные методы, но исследование также раскрывает совершенно новое происхождение в семье мамонтов. Эта работа была опубликована в журнале Nature.

Чтобы понять эволюцию видов, ДНК, которая несет генетический код всех живых существ на планете, является нашим лучшим союзником. К сожалению, эти молекулы не вечны.

Мы знаем из исследования, опубликованного в 2012 году американо-австралийской командой, что молекула ДНК распадается наполовину за 521 год. Половина того, что осталось, исчезает через 521 год, и так далее. В конце концов, примерно через 1,5 миллиона лет почти не останется следов.

В реальности, конечно, условия сохранения или окаменения также сокращают это и без того короткое время. Кроме того, до сих пор самая старая известная ДНК была получена от лошади Пржевальского, умершей около 700 000 лет назад.

Три коренных зуба, обнаруженные тающей сибирской вечной мерзлотой в 1970-х годах, недавно дали митохондриальную ДНК трех образцов, два из которых умерли чуть более 1,2 миллиона лет назад.

Геном этих древних млекопитающих, естественно, сильно деградировал за тысячелетия. Таким образом, исследователи из Стокгольмского центра палеогенеза, стоящие за этим исследованием, должны были кропотливо реконструировать миллиарды крошечных фрагментов ДНК.

Двум толстокожим больше миллиона лет. Самая старая, по имени Крестовка, эволюционировала 1,2 миллиона лет назад. Согласно анализу, она принадлежала к ранее неизвестной генетической линии мамонтов - теперь называемых "Крестовскими мамонтами" - которая отделилась от других сибирских мамонтов более двух миллионов лет назад.

Второму экземпляру, названному Адыча, от 1,2 миллиона до одного миллиона лет. Судя по ДНК, это был степной мамонт (Mammuthus trogontherii). Наконец, третий, по имени Чукочья, является одним из первых представителей шерстистых мамонтов (Mammuthus primigenius). Он должен был умереть там около 700000 лет.

Обратите внимание, что возраст трех образцов может быть определен с использованием геологических данных из участков, из которых были извлечены эти коренные зубы, в сочетании с молекулярным анализом. Таким образом, эти оценки являются наиболее вероятными.

Однако данные митохондриального генома показывают, что возраст самого древнего экземпляра может составлять 1,65 миллиона лет, а возраст второго мамонта - 1,34 миллиона лет. При этом, какая бы оценка ни принималась во внимание, она все еще намного старше ранее установленного рекорда.

Наконец, эта работа подтвердила, что шерстистый мамонт действительно является прямым потомком степного мамонта. Анализ также показал, что генетические варианты, связанные с жизнью в Арктике (терморегуляция, жировые отложения, адаптация циркадных ритмов, среди прочего), уже присутствовали в Адыче - степном мамонте - задолго до появления шерстистого мамонта.