Палеонтология

Динозавры: пять открытий, которые ознаменовали 2020 год

Несмотря на пандемию Covid-19, палеонтологи продолжали раскапывать и анализировать множество окаменелостей, предоставляя нам важную информацию о наших любимых доисторических существах. Вот наша подборка из пяти основных открытий динозавров, сделанных в этом 2020 году.

1. Крошечный родственник динозавров и птерозавров

В июле этого года палеонтологи объявили о том, что они обнаружили нового предка динозавров и птерозавров, появившегося около 237 миллионов лет назад. Животное по имени Kongonaphon kely было всего около десяти сантиметров в высоту.

Конкретно говоря, как динозавры, так и птерозавры принадлежат к группе ornithodira. Последний раскололся на два в середине триаса, с птерозаврами с одной стороны и динозавроморфами с другой. Позже эти же существа впоследствии родили бы динозавров.

Kongonaphon kely, он должен был развиться в основе этой группы до того, как эти две линии разделились.

Хотя этот экземпляр - не первый, кто эволюционировал на этом уровне генеалогического древа динозавров, такие "миниатюрные" животные до сих пор считались «исключением». Палеонтологи предполагают, что эти размеры были, возможно, более распространенными, чем считалось ранее.

Одна из выдвинутых идей предполагает, что определенные виды, которые возникли незадолго до расхождения динозавров и птерозавров, пережили "событие миниатюризации". В сочетании с переходом на диету, основанную на питании насекомыми, это, возможно, помогло этим ранним орнитодирам выжить, переместившись в ресурсные области, ранее не занятые архозаврами, питавшимися мясом.

2. Спинозавр жил в воде

Известный с момента своего открытия в 1912 году, спинозавр долгое время оставался загадкой для палеонтологов из-за фрагментарности его останков. Со временем телосложение этого хищника, которое возникло между 100 и 95 миллионами лет назад, тем не менее начало формироваться.

Это был динозавр длиной около 15 метров, с большим спинным хребтом и длинным рылом с коническими зубами, напоминающими крокодилов. Было высказано предположение, что спинозавр был рыбоядным, по крайней мере частично. Гипотеза также подкрепляется открытием его втянутого носа, расположенного дальше назад на черепе по сравнению с другими хищными динозаврами, что позволило бы быстрее восстановить кислород, как только он возвращается на поверхность.

Все эти характеристики позволяют предположить, что этот динозавр вел полуводный образ жизни. Открытие, сделанное в этом году, окончательно подтвердило эти подозрения.

Анализ хвоста молодого экземпляра, найденного на юго-востоке Марокко, выявил форму лопасти, способную к расширенному боковому движению. Цифровая модель этого хвоста также имеет удивительно гибкую структуру, обеспечивающую большой диапазон движений. Этот хвост создавал в воде в восемь раз большую тягу, чем хвост двух других известных теропод: аллозавра и целофиза.

Принимая во внимание эти результаты, палеонтологи теперь убеждены: Spinosaurus aegyptiacus не только находился на мелководье в ожидании прохода рыбы; он также использовал хвостовое передвижение для охоты на добычу, как современные крокодилы. Это первый случай, когда подобная адаптация была обнаружена у динозавра.

3. Первый злокачественный рак, выявленный у динозавра

Речь идет о Centrosaurus apertus, рогатом динозавре, который эволюционировал от 76 до 77 миллионов лет назад. Обнаруженный в 1989 году в Канаде, его малоберцовая кость (кость ноги) имела один из его деформированных концов. Если изначально палеонтологи установили, что это свидетельствует о застарелом переломе в процессе заживления, то повторный анализ кости, выполненный с использованием современных методов, наконец, позволил сделать вывод, что животное страдало остеосаркомой. Это первый случай, когда такой рак был выделен из кости динозавра.

4. Плавание в Африку

Из записей об окаменелостях мы знаем, что гадрозавриды, или "утконосые динозавры", эволюционировали в Северной Америке до того, как распространились на Южную Америку, Азию и Европу по сухопутным мостам.

В ноябре прошлого года группа палеонтологов объявила об обнаружении останков (зубов и челюстей) одного из этих животных... в Африке. Мы знаем, что в то время Африканский континент был изолирован морем. По мнению исследователей, возможно, что этот экземпляр и, возможно, другие с ним, достигли африканского побережья либо путем плавания в открытой воде, либо "автостопом" на плотах из обломков деревьев.

5. Невылупившийся детеныш зауроподов

Благодаря методу синхротронной микротомографии, палеонтологи недавно смогли внимательно изучить внутреннюю структуру зауропод (вероятно, титанозавра) в его эмбриональном состоянии. Затем они смогли реконструировать в 3D лицо этого маленького динозавра до того, как он вылупился.

Неожиданно эти снимки выявили бинокулярное зрение (оба глаза используются одновременно). Глазницы животного также были наклонены вперед больше, чем у взрослых особей.

По мнению исследователей, вполне вероятно, что молодые зауроподы имели гораздо лучшее зрительное восприятие, чем более крупные, что позволяло им лучше определять расстояния или замечать замаскированных хищников. Действительно, в то время как взрослые зауроподы могли измеряться более 30 метров в длину и весить несколько десятков тонн, высота их при рождении составляла всего несколько сантиметров.

Интересно, что исследователи также наблюдали "маленький рожок" на черепе эмбриона. Эта физическая особенность могла бы помочь этим детенышам пробиться сквозь защитную инкубационную оболочку яйца, как и многие современным позвоночным животным, откладывающим яйцо, такие как птицы и крокодилы, которые используют "яичный зуб", чтобы проколоть свою оболочку.