Палеонтология

Динозавр: новый крупный хищник обнаружен в Узбекистане

Изображение предоставлено: Юлиус Т. Чотони.

Около 90 миллионов лет назад динозавр размером восемь метров и весом в одну тонну обитал на территории нынешнего Узбекистана. Названый Улугбегзавр (Ulughbegsaurus uzbekistanensis), он, вероятно, был самым крупным хищником в своей среде. Подробности исследования опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

Аллозавриды, тероподные динозавры, доминировали в различных экосистемах со средней юры до позднего мела. Последнюю выжившую группу этого надсемейства (или клады) составляют представители группы Carcharodontosaurus. Последние, соперничавшие по размеру с тираннозавридами, вымерли около 80-90 миллионов лет назад, после чего тиранозавры заняли высшие хищные ниши в течение последних двадцати миллионов лет до Великого вымирания, главным образом в Азии и Северной Америке.

Новый узбекский динозавр

При этом группа палеонтологов объявляет об открытии нового вида Carcharodontosaurus, идентифицированного по части его челюсти. Это первый такой динозавр, обнаруженный в Средней Азии. Ископаемое было первоначально обнаружено в пустыне Кызылкум в Узбекистане в 1980-х годах, но до 2019 года оставалось в тайне. Недавно исследователи из канадского университета Калгари во главе с Дарлой Зеленицкой провели обширный анализ, подтвердив его принадлежность к ранее неизвестному виду.

Динозавр был назван Улугбегзавр (Ulughbegsaurus uzbekistanensis) в честь Улугбека, астронома 15 века, математика и султана современного Узбекистана.

Этот фрагмент челюсти - все, что есть у палеонтологов от древнего динозавра Ulughbegsaurus.

Имея длину около восьми метров и вес около 1000 кг, он был вдвое длиннее и более чем в пять раз тяжелее, чем самый крупный ранее известный хищник в его экосистеме (тираннозавр по имени Тимурленгия, размер которого был эквивалентен размеру лошади). Его открытие также знаменует собой последнее известное появление кархародонтозавра и тиранозавра, которые развивались вместе до исчезновения кархародонтозавров.

Иллюстрация огромного кархародонтозавра Ulughbegsaurus с меньшим тираннозавром Timurlengia. Изображение предоставлено: Юлиус Т. Чотони.

Это открытие - не последнее. Несколько месяцев назад несколько команд палеонтологов обнаружили два новых вида в Китае и останки огромного динозавра, обнаруженные в Австралии. В прошлом месяце в Нью-Мексико был обнаружен новый рогатый динозавр, а в Японии - новый утконосый динозавр. Любители окаменелостей будут в восторге!