АстрономияАстрофизика

Что, если черная дыра в центре Млечного Пути на самом деле была… темной материей?

Наш Млечный Путь - как и другие крупные галактики во Вселенной - имеет в своем центре сверхмассивную черную дыру. Об этом свидетельствуют гравитационные эффекты, которые она оказывает на другие объекты. Но теперь исследователи считают, что эти эффекты с таким же успехом можно объяснить присутствием на ее месте скопления темной материи.

В центре Млечного Пути находится сверхмассивная черная дыра. Стрелец А* (Sgr A*) - это ее название. Но уверены ли мы в этом? В конце концов, никто никогда не видел ее вблизи. Астрономы определили ее присутствие по гравитационному воздействию, которое она оказывает на объекты в нашей галактике. На так называемых S-звездах, в частности, на звездах, близких к ней. И сегодня исследователи из Международного центра релятивистской астрофизики (Италия) предполагают, что эти эффекты могут быть с таким же успехом - или даже лучше - объяснены присутствием не черной дыры, а массы темной материи.

Их подозрение вызвало странное поведение объекта под названием G2, точная природа которого до сих пор неизвестна астрофизикам, когда он проходил рядом со Стрельцом A*. G2 чудом уцелел от столкновения с предполагаемой сверхмассивной черной дырой в центре Млечного Пути.

Поведение, соответствующее наличию темной материи

Наблюдение можно объяснить тем, что G2 - это не просто облако газа. Его структура действительно могла остаться нетронутой благодаря присутствию в нем одной или двух звезд. Но исследователи из Международного центра релятивистской астрофизики объясняют это совершенно иначе. Считается, что Sgr A* состоит из скопления темной материи массой около 500 000 солнечных масс. Экзотические частицы, которые физики называют "даркино". Поддерживаются в равновесии за счет собственного гравитационного притяжения. Таким образом, они образовали бы шар с размытыми очертаниями, гравитационное притяжение которого не было бы достаточно сильным, чтобы разрушить G2.

Но это не единственное наблюдение, которому соответствует модель. Команда обнаружила, что если даркино имеет массу около 56 кэВ, то моделирование точно предсказывает движение скопления близлежащих звезд, называемых S-звездами, а также кривую вращения внешнего гало Млечного Пути.

Как бы ни была интригующей гипотеза даркино, вопрос далеко не решен. Идея сверхмассивной черной дыры остается наиболее правдоподобной, поскольку она объясняет хорошо наблюдаемую физику относительно простым способом - кроме того, мы видим черные дыры в центре большинства других галактик.

Исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.