Астрономия

Ближайший к Земле коричневый карлик выглядит как Юпитер

Астрономы недавно определили наличие больших облачных полос, напоминающих полосы Юпитера, в атмосфере коричневого карлика.

Между планетами и звездами находятся промежуточные объекты: коричневые карлики. Мы знаем, что эти объекты образуются так же, как и звезды, в результате коллапса под собственной тяжестью газовых и пылевых облаков. Но в то время как звезды со временем накапливают достаточную массу, позволяющую протекать термоядерным реакциям, позволяя им "сиять", коричневые карлики не заходят так далеко. Однако они все еще более массивны, чем планеты (в десять-восемьдесят раз больше массы Юпитера).

Однако эти объекты все еще очень загадочны. В попытке узнать больше, исследователи из Калифорнийского технологического института недавно сосредоточились на изучении их атмосферы.

Две большие облачные полосы

Для этого они использовали Очень Большой телескоп (VLT) в Чили, чтобы подтвердить или нет наличие облаков в оболочке Luhman 16A, коричневого карлика, ближайшего к Земле. Этот объект развивается с двойным спутником - Luhman 16B - в 6,5 световых лет.

Для изучения объекта команда использовала метод, называемый поляриметрией, который примерно предназначен для измерения поляризации света, явления, которое возникает, когда световые волны вибрируют в одной плоскости.

В этом случае свет, излучаемый на поверхности коричневого карлика, рассеивает молекулы в атмосфере, определенным образом поляризуя ее. Затем поляриметрические приборы могут определить, является ли эта поляризация равномерной (или нет) по всей поверхности атмосферы.

Относительно объекта, который нас интересует, Luhman 16A, исследователи заметили, что некоторые сигналы были более сильными в определенных частях, чем в других, предполагая наличие полос облаков. Благодаря компьютерному моделированию, моделирующему формирование этих структур, выяснилось, что программа, которая лучше всего соответствовала световому отпечатку коричневого карлика, подразумевала наличие двух больших облачных полос.

Иллюстрация, сравнивающая массы планет, коричневых карликов и звезд. Предоставлено: НАСА / JPL-Caltech / R.Hurt (IPAC)

Это первый случай, когда метод поляриметрии используется для понимания свойств облаков за пределами Солнечной системы. И, судя по этим работам, подход, похоже, хорошо работает.

В конечном счете, по мнению исследователей, изучение поляризованного света будущими мощными телескопами также может помочь нам лучше понять атмосферы и, в конечном счете, обитаемость экзопланет.