АстрофизикаНовости

Беспрецедентные подробности «спагеттификации» звезды, раздираемой черной дырой!

Астрономам удалось детально изучить редкую вспышку света от пожираемой звезды, когда она попадала в сверхмассивную черную дыру. Пройдя процесс, известный как «спагеттификация», атмосфера обреченной звезды была вытянута, растянута и сжата в тонкие потоки титанической гравитацией черной дыры.

Астрономы из Европейской южной обсерватории и других учреждений провели подробный набор наблюдений, посвященных AT2019qiz, событию приливного разрушения, которое было обнаружено в спиральной галактике в созвездии Эридан вскоре после начала измельчения. Находящаяся на расстоянии 215 миллионов световых лет от нас, это ближайшая подобная вспышка, обнаруженная на сегодняшний день.

"Идея о том, что черная дыра "засасывает" близлежащую звезду, звучит как научная фантастика", - сказал Мэтт Николл, научный сотрудник Королевского астрономического общества в Университете Бирмингема и ведущий автор исследования в "Месячных извещениях Королевского астрономического общества". "Но это именно то, что происходит в случае приливно-отливного срыва".

Материал измельченной звезды нагревается до огромных температур, когда он втягивается в черную дыру, вызывая обнаруживаемые вспышки. Но до сих пор у астрономов были проблемы с детальным изучением таких явлений, потому что они скрыты промежуточными облаками газа и пыли.

Наблюдения AT2019qiz показывают, что пламенеющий материал в этом случае был результатом самого события приливного разрушения.

"Мы обнаружили, что когда черная дыра пожирает звезду, она может запустить мощный поток материала наружу, который закрывает нам обзор", - сказала Саманта Оутс, исследователь из Университета Бирмингема.

Поскольку астрономы смогли поймать AT2019qiz на ранней стадии процесса, "мы действительно могли видеть, как поднимается завеса из пыли и обломков, когда черная дыра запускает мощный поток вещества со скоростью до 10 000 километров в секунду", - сказала Кейт Александер, научный сотрудник НАСА в Северо-Западном университете в США.

"Этот уникальный взгляд за занавес предоставил первую возможность точно определить происхождение материала, который затемняет, и проследить в реальном времени, как он охватывает черную дыру".

Команда изучала AT2019qiz в течение шести месяцев, когда вспышка становилась ярче, а затем исчезала, проводя наблюдения по всему электромагнитному спектру, от ультрафиолетового, рентгеновского и оптического излучения до радиоволн, находя прямую связь между материалом, вытекающим из звезды, и вспышкой, генерируемой черной дырой, питающейся обломками звезды.

"Наблюдения показали, что масса звезды примерно равна массе нашего Солнца, и что она потеряла примерно половину этой массы из-за черной дыры, которая более чем в миллион раз массивнее", - сказал Мэтт Николл.

Это исследование обещает пролить больше света на то, как материя ведет себя в экстремальной гравитационной среде сверхмассивной черной дыры, и может помочь астрономам интерпретировать будущие наблюдения событий приливного разрушения.