Геология

Аляска скрывает огромную вулканическую систему

Команда геологов подозревает наличие нескольких взаимосвязанных кальдеров, расположенных к юго-западу от Аляски. Вместе эти структуры могут образовать "супервулкан", подобный вулкану Йеллоустона.

Четыре горных острова (IQM) - это вулканический архипелаг, расположенный вдоль цепи Алеутских островов на юго-западе Аляски (США). Там вы найдете шесть близко расположенных стратовулканов: Кливленд, Карлайл, Герберт, Кагамил, Тана и Ульяга. Среди них Кливленд, высота которого превышает 1700 метров, был самым активным за последние два десятилетия, создав облака пепла на высоте до 10 000 метров над уровнем моря.

В недавнем исследовании ученые Аляскинской вулканической обсерватории под руководством геолога Джона Пауэра заявили, что они обнаружили свидетельства существования "ранее нераспознанной большой кальдеры" под этой группой островов.

Измерения сейсмичности и гравитации (которые указывают на плотность погребенных пород), а также анализ геологических залежей, газовых выбросов и других структурных тенденций позволяют предположить, что несколько подземных магматически заполненных камер взаимосвязаны так же, как и те, которые обнаружены под Йеллоустонским национальным парком.

Конкретно, стратовулканы Карлайл, Кливленд, Герберт, Кагамил, Тана и Ульяга, таким образом, будут выглядеть как соединенные между собой жерла гигантского вулкана, спрятанного внизу. Если это так, то это будет первый полностью затопленный вулкан у Алеутских островов. Его присутствие может также объяснить, почему стратовулкан Кливленда извергается так часто.

Карта расположения островов четырех гор Алеутской дуги. Красными точками отмечены также примерные участки известных кальдер вдоль дуги.

Потенциально очень серьезная угроза, которую нельзя недооценивать

Известно, что кальдеры вызывают одни из самых катастрофических извержений в истории нашей планеты. Йеллоустонский, вероятно, самый известный из-за своего размера и потенциальной угрозы.

По данным Института геологических исследований США, масштабная катастрофа вряд ли случится в течение 700 000 лет в этом районе, но в "Час Ч" лучше не быть поблизости. Кальдера может извергать лаву на расстоянии более 40 - 65 км и производить большое количество пепла, который может нарушить климат во всем мире.

Однако новая кальдера, возможно, идентифицированная под Четырьмя горными островами, вряд ли сможет сравниться с Йеллоустонским по размеру или угрозе. Однако, согласно пресс-релизу AGU, это потенциально очень серьезное открытие, которое нельзя недооценивать. Теперь это исследование необходимо будет подкрепить дальнейшими наблюдениями.

"Мы надеемся вернуться на Четыре горных острова и поближе взглянуть на морское дно, более подробно изучить вулканические породы, собрать больше сейсмических и гравиметрических данных и отобрать образцы многих других геотермальных зон". - заключает Диана Роман, геолог Института науки Карнеги в Вашингтоне.