Астрономия

Вокруг одной из старейших звезд галактики обнаружена суперземля

Команда астрономов объявляет об открытии каменной "сверхземной" планеты, развивающейся вокруг одной из старейших звезд Млечного Пути. С другой стороны, шансы на то, что она будет заселена, практически равны нулю.

Чтобы полностью понять процессы формирования и эволюции планет, исследователи должны наблюдать и охарактеризовать как можно больше миров, от самых молодых до самых старых. В этом смысле прогресс был достигнут в последние годы благодаря охотникам за экзопланетами.

Несколько месяцев назад, например, наблюдения, сделанные с помощью Очень большого телескопа (VLT) в Чили, позволили оценить рождение новой планетарной системы в 520 световых годах от Земли. Совсем недавно астрономы, использующие спутник TESS НАСА и гавайскую обсерваторию WM Keck, определили планету "на другом конце пути".

Не менее 10 миллиардов лет

Вы найдете этот мир, названный TOI-561b, на расстоянии около 280 световых лет. Это каменная "суперземля" примерно на 50% больше и в три раза массивнее нашей планеты. Удивительно, но исследователи также обнаружили, что плотность TOI-561b аналогична плотности Земли, что позволяет предположить, что эта планета невероятно древняя.

Тяжелые элементы, такие как железо и магний, образуются в результате реакций синтеза, происходящих в ядрах массивных звезд. Таким образом, их изобилие нарастало с течением времени, в ритме звездных взрывов, засеявших вселенную своей стихией. Здесь низкая плотность TOI-561b по сравнению с ее размером предполагает, что она содержит относительно мало тяжелых элементов, отсюда и ее кажущийся возраст. По мнению авторов, этот мир, вероятно, сформировался около 10 миллиардов лет назад.

Эти подозрения подтверждаются и присутствием его хозяина в галактическом толстом диске, где обитает редкая популяция звезд, имеющих значительно меньше тяжелых элементов, чем типичные звезды Млечного Пути. Проще говоря, TOI-561b - одна из старейших когда-либо обнаруженных каменных планет, развивающаяся вокруг одной из самых старых звезд в галактике. "Ее существование показывает, что Вселенная сформировала каменные планеты очень рано в своей истории", - отмечает Лорен Вайс из Гавайского университета и ведущий автор исследования.

Художественное изображение одной из старейших и наиболее бедных металлами планетных систем, обнаруженных на сегодняшний день. Источники: WM Keck

Слишком жарко, чтобы иметь жизнь

Еще один интересный момент: TOI-561b движется очень близко к своей звезде, совершая оборот всего за двенадцать часов. Как видите, год на этой планете эквивалентен половине дня здесь, на Земле. В результате этот мир имеет среднюю температуру поверхности более 1726 градусов Цельсия, которая, естественно, кажется слишком высокой, чтобы поддерживать любую форму жизни, какой мы ее знаем.

Наконец, исследователи также сообщают о присутствии двух других известных планет в дополнение к TOI-561b. С другой стороны, эти две другие планеты слишком велики и недостаточно плотны, чтобы быть каменистыми. Другими словами, они - газовые гиганты, как Сатурн или Юпитер. Подробнее об этой работе вы можете прочитать в "Астрономическом журнале".